Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Как правильно организовать свои занятия

Составляйте списки дел. Пусть ваш список будет пространным, но содержит короткие и конкретные задачи.

Включайте в свой список каждое задание, которое вы получаете. Введите систему определения приоритетности, но не по срокам, например, установленным вам срокам сдачи работ, а в порядке их значимости. Регулярно корректируйте списки дел (на это будет уходить всего несколько минут). Как только вы обнаружите, что значимость какого-то пункта возросла, повысьте его приоритет в списке. Назначайте свои собственные сроки выполнения задач, включенных в перечень, устанавливая их с большим запасом относительно заданных извне сроков, например, сроков сдачи работ.

Вносите разнообразие в свои занятия. Например, занимаясь целый вечер, не следует корпеть все время над одним заданием. Часть времени проведите, повторяя что-нибудь, часть уделите планированию дел на будущее или продолжению работы над заданием, которое вы начали выполнять до этого, и часть - чтению дополнительной литературы по изучаемым предметам

Используйте каждый кусочек свободного времени. Даже у самых занятых людей в течение дня то и дело выпадают свободные минуты. Используйте их для какого-нибудь небольшого дела

Всегда и везде имейте с собой что-нибудь, чем бы вы могли заняться! Не надо, конечно, целыми днями таскать с собой все учебники и тетради, однако, что-то небольшое иметь при себе весьма полезно (например, записную книжку или карточку с записью ключевых положений изучаемого материала). Точно также при подготовке к выполнению важного задания, например сочинения, полезно несколько дней носить с собой план сочинения, чтобы, постепенно "сортируя" приходящие в голову идеи, заносить их в план в виде ключевых слов или фраз.

Никогда не работайте только в одном "любимом" месте. У большинства людей есть места, в которых они предпочитают работать. Однако, если вы все время работаете в одном, предпочтительном для себя месте, вам будет легко оправдать свое нежелание работать где-либо еще.

С самого начала своих занятий учитывайте, каким способом будут оцениваться результаты. Если курс завершается экзаменами, начинайте практиковаться в ответах сразу же, как только пройдете материал, достаточный для ответа на некоторые из них! Вы должны быть готовы начать отвечать на вопросы к концу первой недели занятий.

По возможности занимайтесь вместе с сокурсниками. Каждый раз, когда вы объясняете что-либо своему товарищу, вы эффективно обучаетесь сами.

Не позволяйте себе увлекаться "срочными заданиями". Отдавая все свое время и энергию одному срочному заданию, через какое-то время вы просто окажетесь перед необходимостью столь же срочно выполнять другое. К выполнению всех заданий старайтесь приступать пораньше, чтобы как можно меньшее их число переходило в разряд срочных.

Избегайте накопления незавершенных заданий. Многие студенты страдают от накопления "хвостов" по работам, выполняемым на протяжении курса (например, затягивая до последнего оформление лабораторной работы). Дело кончается тем, что они вынуждены сдавать "хвосты" в то время, когда гораздо важнее заниматься повторением и подготовкой к экзаменам.

Используйте первые 10 % отведенного времени. Вы, возможно, заметили это свойство человеческой натуры - 90 % дела выполнять в течение последних 10 % времени. Рассуждая логически, это означает, что то же самое и столь же хорошо можно сделать в первые 10 % отведенного времени. Подумайте, сколько других дел вы могли бы сделать в оставшиеся 90 %.

Постоянно закрепляйте пройденный материал. Не надейтесь, что будто по мановению волшебной палочки то, что вы учили на прошлой неделе, останется в вашей памяти на всю жизнь.

Будьте реалистом. Держать темп - значит работать эффективно, но не перерабатывать. Выбирайте темп, соответствующий уровню Ваших жизненных сил. Учтите, что источниками энергии для поддержания темпа служат отдых и восстановление сил.

Записи, которые вы делаете на лекциях и других групповых занятиях, - один из самых важных источников информации, который вы создаете для себя в процессе учебы. Не ограничивайтесь простым копированием. Излагайте услышанное своими словами, в своей манере. Не пишите длинно, полными фразами, если можно передать смысл несколькими тщательно подобранными словами. Записывайте все, что считаете необходимым сохранить.

Выделяйте важные места в своих записях. Располагайте записи на каждой странице так, чтобы с одного взгляда было ясно, какие идеи или понятия являются основными. Чтобы выделить важную часть текста, используйте цвет, обвод, маркер, рисунок и другие известные Вам способы. Каждый раз, когда вы что-либо не понимаете, записывайте свои вопросы.

По возможности сравнивайте свои конспекты с конспектами двух-трех других студентов, при этом дополняйте и исправляйте свои записи. Просматривайте свои записи вновь через день-два, пока вы не забыли смысла проставленных в них вопросов и условных знаков. Продолжайте регулярно работать с ними, делая добавления, внося исправления и пояснения и отмечая связи с другими источниками информации.

Овладевайте техникой быстрого чтения. Умение читать быстро – важное качество, позволяющее усваивать гораздо большее количество материала. Для того, чтобы быстро получить представление о содержании книги, прочтите ее оглавление, особенно, если вы впервые берете ее в руки. Отметьте главы или разделы, которые, на ваш взгляд, имеют самое близкое отношение к предмету вашего изучения. Решайте, когда можно использовать быстрое чтение.

Попытайтесь избавиться от привычки (если вы ее имеете) проговаривать про себя то, что вы читаете. Большинство из нас приучено читать с такой скоростью, с какой говорят. На самом деле наш мозг в состоянии воспринимать слова быстрее, чем мы их произносим. Многие, однако, никогда так и не могут научиться читать быстрее, чем говорят. Старайтесь воспринимать слова группами, а не по отдельности. Во многих фразах лишь одно или два слова являются важными, а остальные для восприятия смысла несущественны.

Удачи вам, дорогие студенты!

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER