Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Осокин Владимир Васильевич, доктор педагогических наук, профессор

Осокин Владимир Васильевич, доктор педагогических наук, профессор


(12 марта 1918 г., д. Погореловская Верхнеуфтюгского сельсовета Красноборского района Архангельской области – 27 декабря 1985 г., г. Томск)

Родился в бедной крестьянской семье. В 1924 г. его родители переехали в Сибирь, в Томской район Новосибирской области. Первоначальное образование в объёме первых трех классов начальной школы В. Осокин получил под руководством старшего брата Алексея, работавшего учителем в сельской школе. В 1932/33 уч. г. окончил 4-й класс Киреевской начальной школы Кожевниковского района Томской области, 5-й класс окончил в трудовой коммуне, располагавшейся под г. Томском, где брат его работал учителем по труду. В 6 и 7 классах учился в Кожевниковской средней школе. В 1936 г. В. Осокин, пройдя 8-ми месячные подготовительные курсы при Томском государственном педагогическом институте (ТГПИ), поступил в Томский учительский институт, который окончил в 1938 г. С 1938 г. он преподавал русский язык и литературу в 6-9 классах в Кожевниковской средней школе. Одновременно учился заочно на факультете русского языка и литературы в ТГПИ. Экстерном сдал экзамены за IIIи IVкурсы, а в июле 1940 г. выдержал государственные экзамены. Ему была присвоена квалификация и звание учителя средней школы. В августе 1940 г. В.В. Осокин был призван в армию: сначала в Омск рядовым 332 легко-артиллерийского полка. Через несколько дней после начала Великой Отечественной войны он был направлен во Второе Томское артиллерийское училище. После 6-ти месячной подготовки в ноябре 1941 г. В.В. Осокин в звании младшего лейтенанта был направлен в 63 морскую стрелковую бригаду Уральского военного округа и назначен заместителем командира артиллерийской батареи 57 мм пушек. В марте 1942 г. он был направлен в 1031 артиллерийский полк 100 стрелковой дивизии, где около года был командиром транспортного взвода, затем заместителем командира батареи ОИПТД 100 стрелковой дивизии на Воронежском фронте. 12 июня 1942 г. 1031 артиллерийский полк начал боевые действия под Воронежем. В мае 1943 г. В.В. Осокин вместе с группой офицеров был отозван в резерв 1-го Украинского фронта, где был слушателем учебного полка резерва офицерского состава артиллерии (УПРОСА). Затем год и 2 месяца командовал батареей в 22-ой противотанковой бригаде 4-го Украинского фронта, затем снова был в резерве около 4-х месяцев. Когда начались бои на участке 1-го Украинского фронта, он был направлен на усиление штаба артиллерии 101 стрелкового корпуса, а в ноябре 1944 г. был назначен начальником штаба артиллерийского дивизиона 623 артполка 183 стрелковой дивизии. В марте 1945 г. В.В. Осокин был тяжело ранен в Польше под г. Трумень и 2 месяца находился в эвакогоспитале № 1236 в г. Славута Украинской ССР. По окончании войны был начальником штаба отдельного учебного артиллерийского дивизиона в составе 260 артбригады 183 стрелковой дивизии, затем начальником штаба 85 механизированного полка 23 механизированной дивизии Прикарпатского военного округа. В августе 1946 г. был демобилизован. За смелость и героизм, проявленные в боях за Родину, В.В. Осокин был награжден двумя орденами Отечественной войны и медалями. Семья Осокиных понесла невосполнимые потери: с войны не вернулись три брата, в 1942 г. умер отец. Оставшиеся в живых два брата продолжали служить в армии. С 25 октября 1946 г. В.В. Осокин был принят штатным ассистентом в ТГПИ. С 15 сентября 1948 г. он был назначен заместителем декана литературного факультета, а с 22 марта 1949 г. исполнял обязанности декана факультета русского языка и литературы (до 15 окт. 1949 г.). С 1949 г. В.В. Осокин работал старшим преподавателем кафедры русского языка. Он читал курсы лекций по исторической грамматике русского языка и истории русского литературного языка, руководил практикумом по выразительному чтению и русскому языку. С 28 сентября 1951 г. по 1 сентября 1952 г. работал совместителем на кафедре русского языка Томского государственного университета (ТГУ). В 1953 г. он был принят в годичную аспирантуру Института художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР (АПН РСФСР) в Москве. 22 июня 1955 г. в Научно-исследовательском институте методов обучения АПН РСФСР В.В. Осокин успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Выразительное чтение учителя на уроках литературы в V-VIIклассах». Решением ВАК от 1 июля 1955 г. ему была присуждена ученая степень кандидата педагогических наук, а 20 ноября 1957 г. он был утвержден в ученом звании доцента. С августа 1957 г. по август 1959 г. по направлению Министерства просвещения СССР находился в Китайской народной республике (КНР) в качестве специалиста по русскому языку. В течение 2-х лет он преподавал русский язык китайским студетам в университете г. Чуацин. За плодотворное международное сотрудничество В.В. Осокин был награжден правительством КНР медалью «Советско-китайская дружба». После возвращения из Китая он продолжил педагогическую деятельность в ТГПИ. В 1962 г. доцент В.В. Осокин был назначен заведующим кафедрой русского языка института и проработал в этой должности более 20 лет (до 1985 г.). В течение ряда лет он читал лекции по современному русскому языку (лексика и фонетика), по истории русского литературного языка, вел спецкурс по актуализации речи, спецсеминары и практические занятия по выразительному чтению, стилистике русского языка и культуре устной речи. Как специалист в области русского языка, В.В. Осокин плодотворно работал в плане международного сотрудничества. В июле-августе 1965 г. он преподавал на курсах повышения квалификации учителей русского языка в Чехословакии, в 1967 г. принимал участие в работе спецсеминара по усовершенствованию знаний русского языка преподавателями русского языка польских школ в Польской народной республике, в 1968 г. – в Германской демократической республике, в 1970 г. – в Чехословакии. В ноябре 1967 г. приказом Министра просвещения РСФСР ему была объявлена благодарность за успешную работу в этом направлении. В 1960-х гг. В.В. Осокин целенаправленно работал по проблемам актуализации речи. В 1968 г. вышла из печати его монография «Логическое ударение», получившая положительные отклики. В 1972 г. в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина В.В. Осокин защитил докторскую диссертацию на тему «Изучение средств и способов актуализации речи в школе». Эта работа внесла большой вклад в методику выразительного чтения. С 22 февраля 1974 г. на него было возложено исполнение обязанностей декана факультета русского языка и литературы. В ноябре 1974 г. ему была присуждена ученая степень доктора педагогических наук, а в сентябре 1975 г. он был утвержден в ученом звании профессора по кафедре русского языка. Он стал первым из выпускников вуза, получившим учёное звание доктора педагогических наук. Для учителей и студентов-филологов им написаны учебные пособия «Изучение логического ударения в школе» (1974 г.), «Изучение средств и способов актуализации речи в школе» (1975 г.), «Формы общения» (1985 г.). Плодотворным явилось его сотрудничество с московским Научно-исследовательским институтом преподавания русского языка в национальной школе АПН СССР, результатом которого был выход совместных учебных пособий «Выразительное чтение», «Культура речи», программ по «Основам культуры речи», «Основам лекторского искусства». Много лет его связывала работа с Министерством просвещения СССР в качестве члена Научно-методического совета по русскому языку. Он активно занимался общественной работой: неоднократно избирался членом партбюро (член КПСС с 1961 г.) и местного профсоюзного комитета института, был членом президиума областного педагогического общества, членом Центрального совета педагогического общества РСФСР, членом президиума общества «Знание», председателем институтской комиссии содействия Советскому фонду мира. В 1968 г. он был занесен в книгу Почета института. За время работы в ТГПИ он показал себя высококвалифицированным преподавателем, крупным специалистом по вопросам культуры речи, страстным пропагандистом введения и применения выразительной речи и выразительного чтения, как преподавателями, так и студентами. Им опубликовано более 60 научных работ, среди которых 3 монографии.

Награды:ордена Отечественной войны IIстепени (1945 г.), Отечественной войны Iстепени (1981 г.) и «Знак Почета» (1982 г.), медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945 г.), «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1965 г.), «Советско-китайская дружба» (1959 г.), «50 лет Вооруженных сил СССР» (1969 г.), «25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1970 г.), «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1976 г.), «60 лет Вооруженных сил» (1979 г.), «35 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1980 г.), «Ветеран труда» (1982 г.), «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1985 г.), «Фонд мира» (1985 г.), знак «Отличник просвещения СССР» (1980 г.).

Соч.:К вопросу о значении и месте выразительного чтения учителя в классных занятиях по литературе в V – VII классах // Учен. зап. Том. гос. пед. ин-та. 1955. Т. XIII; О некоторых недостатках в чтении стихотворных текстов // Учен. зап. Том. гос. пед. ин-та. 1957. Т. XVI; Выразительное чтение учителя в классе как средство повышения воспитательного значения занятий по литературе // Доклады VII научной конференции, посвященной 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Томск, 1957. Вып. 1; Подготовка учителя к выразительному чтению как условие предупреждения орфоэпических ошибок // Учен. зап. Том. гос. пед. ин-та. 1958. Т. XVII; Реферат по выразительному чтению // Учен. зап. Том. гос. пед. ин-та. 1959. Т. XVIII; Беседы о подготовке к выразительному чтению. Томск, 1961; Эмоционально-образная выразительность чтения учителя // Выразительное чтение. М., 1963; К вопросу о типах логического ударения // Учен. зап. Красноярского пед. ин-та. 1963. Т. XXV. Вып. 1; Логическое ударение в школьном изучении // Вопросы методики русского языка в высшей и средней школе. Красноярск, 1965; Выразительное чтение и его педагогическое значение. Томск, 1969; О культуре слова преподавателя // Вопросы высшего педагогического образования. Томск, 1971; Изучение логического ударения в школе. Томск, 1974; Порядок слов как средство актуализации речи // Вопросы языкознания и сибирской диалектологии. Томск, 1977. Вып. 7; Основные понятия фонологии. Томск, 1982; Формы общения. Томск, 1985; Выразительное чтение. (Учебное пособие для педвузов). Л., 1990. (Соавторы С.Т. Никольская, А.В. Майорова).

Источ. и лит.:Архив ТГПУ. Ф. 566. Оп. 1. Д. 3925; Архив ТГУ. Ф. Р-815. Оп. 85. Д. 3016; Астафьева С.Н. 20 лет за кафедрой // Советский учитель. 1968. 14 марта; Степико С. Докторская диссертация педагога // Красное знамя. 1972. 13 дек.; Он же. Защищена диссертация // Советский учитель. 1972. 1 дек.; Он же. Наш ветеран // Там же. 1973. 5 нояб.; Трудовой юбилей // Там же. 1976. 22 окт.; 40 лет, отданные науке // Там же. 1978. 2 июня; Будько Г. ТГПИ // Красное знамя. 1979. 4 сент.; О награждении В. В. Осокина нагрудным значком «Отличник просвещения СССР» // Советский учитель. 1980. 5 мая; Пленум русистов // Там же. 1980. 30 мая; Ельцов Ю. Дело всей жизни // Там же. 1980. 12 дек.; Белобородов А.А., Иоганзен Б.Г., Лимонов В.И. и др. Томский педагогический институт. Томск, 1981; Владимир Васильевич Осокин // Советский учитель. 1982. 26 нояб.; Осокин В.В. [некролог] // Русский язык в школе. 1986. № 3; Томский государственный педагогический университет. Томск, 1995.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER