Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Сотрудники ТЭФ в числе организаторов I этапа Всероссийских просветительских эстафет «Мои финансы» для студентов ТГПУ

Первый этап Эстафет стартовал 11 апреля и завершился 30 июня 2024 год под единой тематикой «Семейный бюджет: как не ссориться из-за денег?».

Цель «Всероссийских просветительских эстафет «Мои финансы»» - обеспечение перехода от финансовой грамотности к финансовой культуре: повышение интереса экономически активных граждан России к темам финансовой грамотности, мотивация их к улучшению своего уровня знаний и рационального поведения; объединение и синхронизация усилий участников реализации Стратегии повышения финансовой грамотности, формирования финансовой культуры до 2030 года в проведении информационно-просветительских мероприятий для населения Российской Федерации, а также расширение охвата аудитории информационно-просветительскими мероприятиями под эгидой ведомственного проекта Минфина России «Новая финансовая культура (МоиФинансы: просто о сложном)».

Студенты ТГПУ и педагоги кафедры экономики и предпринимательства, сотрудники Бизнес-инкубатора ТГПУ присоединились к эстафете 21 июня. Около 50 студентов заочного отделения ФПСО приняли участие в тренинге по формированию безопасного экономического поведения, разработанного и проведенного доцентами кафедры экономики и предпринимательства Санфировой О.В. и Нестеровой О.А. Тренинг состоял из четырех частей: лекционная часть, доклады студентов и ответы на вопросы; практические задания «Искусственный интеллект в финансовой грамотности»; самостоятельная работа над разработкой игрового тестирования «Личное самоопределение в финансовом выборе», наблюдение за формированием предпринимательским поведением студентов-психологов на тренинге предпринимательских компетенций и работа в группах по теме «Личные компетенции выстраивания предпринимательских маршрутов».

В целом тренинг включал: психодинамический, поведенческий, гуманистический подходы. Он был спланирован и направлен на психологическую коррекцию, обучение, терапевтическое воздействие. Модельное конструирование ситуаций, спонтанные решения возникших задач позволили сделать тренинг активным и продуктивным.

«Саймон ввел в экономическую теорию термин ограниченная рациональность – это явилось отправной точкой поведенческой экономики! Эмоциональное состояние, контекстуальный выбор, способности человека по обработке информации, разрывы между намерением и поведенческим спектром, – отметила Санфирова О.В. – Педагогика Каменского – экономическое воспитание, психологические инструменты, финансовые универсализм: вот тот небольшой интегративный спектр, который был активирован в тренинге».

Доклады по темам (влияние родителей на формирование финансового мышления детей; влияние денег на психологическое поведение человека; влияние когнитивных искажений на финансовое поведение; роль психологии в распознавании финансовых мошенников; индивидуальные особенности в деструктивном финансовом поведении; виды и типы проективных методик в оценке финансового поведения и пр.) вызывали бурные дискуссии, в рамках которых студенты отрабатывали навыки психолого-поведенческих вопросов в финансовой сфере.

«Роль родителей в формировании финансового мышления начинается с трудового воспитания», – констатировала студентка ФПСО Килина Валерия Владимировна.

«Вопрос трудового воспитания и финансовые стереотипы – главные отправные связующие элементы финансового здоровья, которое формируется сложно поэтапно и комплексно», – констатировала студентка ФПСО Асынгарева Милана.

Как работать с ребенком, который не может не умеет копить? - поступил вопрос от группы. Специалисты инсценировали ситуацию и ответили на вопрос с позиции психологического консультирования. Проиграв предложенную моделированную ситуацию вопрос был снят с повестки. Другие ситуации отражали вопросы когнитивных искажений, типы финансовых зависимостей, психологические мотивы личности в вопросах безопасного поведения.

«Я – мать многодетной семьи. Как мне объяснить ребенку, что мы не можем купить айфон?» – вопрос, заданный на тренинге, вызвал мощный дискуссионный штурм. Варианты были предложены разные – решение потребительских сущностей поведения, жизненных комплексов, вопросов стойкости и денежной зависимости.

Большое внимании было уделено новому интегративному термину «финансовой интеллект», где отражается роль эмоций в формировании безопасных финансовых решений. Авторы ситуации: студентки Денисова Марина, Бабичева Маргарита, Щелканова Елена.

Задачей практического задания «Искусственный интеллект в финансовой грамотности» было показать значимость искусственного интеллекта, опасность и важность включения его в формат психологического консультирования по финансовым сюжетам. Группе была предложена игра, где необходимо было определить кто из персон смоделирован нейросетью, а кто является живой персоной. Активировался новый вид мошеннической акции. Участники комментировали, что очень сложно было определить даже психологам. Наблюдательность за психосоматическими и коммуникативными реакциями предполагала активизацию психологических знаний и применение их в обычной жизни.

С 24 по 28 июня 2024 года в социальных сетях Бизнес-инкубатора ТГПУ, а также в группах в Телеграм-канале проводилась просветительская работа по финансовым целям, семейному бюджету, правилам финансово-цифровой безопасности в семье, были размещены чек листы для решения ежедневных финансовых вопросов в шуточной и игровой форме, а также ссылка на видео-материалы для дополнительного углубленного изучения других тем финансовой грамотности. С информационными постами на 01.07.2024 ознакомилось более 130 человек, около 15 приняли участие в опросах обратной связи к постам.

Следующий этап состоится с 1 июля по 30 сентября с тематикой «Первые деньги – как управлять». Следите за информацией в новостях и социальных сетях ТГПУ и Бизнес-инкубатора ТГПУ.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER