Обносова Галина Петровна
Должность: доцент
Учёная степень: кандидат педагогических наук
Подразделение (управление), институт, факультет: ФПСО
E-mail: obnosova@yandex.ru
Общий стаж работы/Стаж работы по специальности: 47/6
Образование:
- 1982 г. Томский государственный университет; специальность – филолог, преподаватель русского языка и литературы.
- 1994 г. Московский государственный открытый педагогический институт; специальность - учитель-дефектолог, логопед;
- 1997 г. Московский государственный открытый педагогический институт; специальность - психолог-дефектолог диагностических и коррекционно-образовательных учреждений;
- 2020 г. Томский государственный педагогический университет; психолого - педагогическое образование, магистр.
- 20.11.2009 г. Московский государственный педагогический университет; кандидат педагогических наук; 2009 г., специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
Курсы повышения квалификации:
«Проектирование и реализация образовательной деятельности в области психолого-педагогического, специального (дефектологического) и инклюзивного образования при переходе на ФГОС ВО 3++» в объёме 108 часов в ТГПУ, удостоверение № 702408202080 от 23.10. 2018 г.
"Инновационные технологии обучения русскому языку в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС" в объёме 72 часа в АНО «Академия ДПО» г.Кургана, удостоверение № 452403079463 от 11.01. 2016 г..
"Инновационные технологии обучения литературе в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС" в объёме 72 часа в АНО «Академия ДПО» г.Кургана, удостоверение № 452403079464 от 11.01. 2016 г.
«Обучение оказанию первой медицинской помощи» в объёме 16 часов в ТГПУ, удостоверение № 702408053079 от 22.02.2019 г.
«Нейропсихологические подходы, оптимизирующие коррекционную работу логопеда» ЧОУ ДПО ЛОГО-ПРОФИ», Санкт-Петербург; сертификат № ВК-140219-21117 от 03.07.2019 г.
«Возможности информационно-коммуникационных технологий для эффективного функционирования электронной информационно-образовательной среды ВУЗа» в объёме 108 ч. в ТГПУ, удостоверение № 700400001777 от 04.10.2019 г.
«Использование методов нейропсихологии в практике деятельности специалистов, работающих с детьми с ОВЗ» в объёме 16 часов в Ассоциации творчески работающих педагогов «Кругозор» г. Новосибирска, удостоверение № 201900560 от 24.03.2019 г.
«Использование игры как способ подготовки детей с ОВЗ к школе; ЧОУ ДПО ЛОГО-ПРОФИ», Санкт-Петербург; сертификат №153100 от 23.08.2020 г.
«Алалия: механизмы, диагностика и содержание логокоррекционных занятий»; ЧОУ ДПО ЛОГО-ПРОФИ», Санкт-Петербург; сертификат №165918 от 06.11.2020 г.
«Актуальные вопросы диагностики и логокоррекционной помощи детям раннего возраста», ЧОУ ДПО ЛОГО-ПРОФИ», Санкт-Петербург; в объёме 72 часа, сертификат № 167522 от 20.11.2020 г.
Карьера:
1973-1978 гг. - старшая пионервожатая школы № 9 г. Томска.
1978-1990 гг. - методист, заведующая отделом Томского городского Дворца пионеров.
1990-1996 гг. - учитель - логопед средней общеобразовательной школы № 12 г. Томска.
1996-2012гг. - директор областного реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Надежда»; учитель логопед, дефектолог; внештатный сотрудник Департамента по вопросам семьи и детей Томской области, отв. за работу с детьми-инвалидами в регионе.
2012-2015 гг.- ответственный секретарь приёмной комиссии ВУЗа (ТСХИ, филиал НГАУ).
2014 г. - настоящее время – кафедра дефектологии ТГПУ, доцент.
Преподаваемые дисциплины:
- педагогика и психология инклюзивного образования;
- теория и методики преподавания русского языка и литературы (специальная) для детей с ОВЗ;
- логопедическая работа с детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями, алалией, нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью;
- проектирование и мониторинг инклюзивных образовательных процессов;
- вопросы диагностики и коррекционной помощи детям раннего возраста.
Процессуальные аспекты профессиональной подготовки педагогических кадров:
- развитие профессионально-педагогической компетентности будущих учителей дефектологов;
- акмеологическая направленность профессиональной переподготовки педагогических кадров.
Сфера профессиональных интересов:
- региональный тьютор по внедрению инклюзивного образования в Томской области;
- председатель Томского регионального отделения общественной благотворительной организации помощи людям с умственной отсталостью «специальная Олимпиада России»;
- опыт проектной деятельности в сфере социальной поддержки семей с детьми-инвалидами;
- участие в разработке стандарта социального обслуживания детей-инвалидов на дому «Домашнее визитирование» в Томской области
Научных и методических работ: более 25
Диссертационное исследование по теме: «Управление образовательным реабилитационным учреждением в современных условиях», г. Москва, 2009 г.
Наиболее значимые научные работы:
«Сопровождение семьи с ребёнком-инвалидом в образовательном пространстве как реализация права ребёнка на полноценное развитие»
Наиболее значимые учебно-методические работы:
«Образовательное пространство и пространственно-развивающая среда реабилитационного центра как факторы, обогащающие развитие ребёнка с ОВЗ», 2007 г.
«Особенности эмоционального и познавательного развития ребёнка» (соавтор Кривоногова Т.С.), 2011 г.
«Реабилитационная помощь семье», 2008 г.
«Сопровождение семьи с ребёнком-инвалидом в образовательном пространстве как реализация права ребёнка на полноценное развитие», 2009 г.
«Домашнее визитирование (Поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации), 2011 г.
Награды:
- почётный знак «Отличник просвещения»;
- энциклопедия «Лучшие люди России», раздел «Образование»$
- почетные грамоты Департамента социальной защиты населения Администрации Томской области, Почетные грамоты и Благодарственные письма Губернатора Томской области, Почётные грамоты Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства образования РФ.
Сфера профессиональных интересов связана с вопросами профессиональной подготовки психолого-педагогических кадров для психосоциальной работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями. Участвовала в 17 проектных и обучающих семинарах по разработке инновационных социально значимых идей по направлениям:
- создание и развитие эффективных видов помощи детям и семьям группы риска по социальному сиротству, включая детей с инвалидностью;
- интеграция в социум и инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья;
- социальная адаптация детей-сирот – выпускников интернатных учреждений.
Автор разработки и реализации региональных проектов в области социальной адаптации и улучшение среды жизнедеятельности детей с умственными и физическими нарушениями методами и средствами физической культуры и спорта Детского Фонда ООН – UNICEF, АКБ «Росбанка», Российского представительства Британского благотворительного фонда CAF, Агенства США по международному развитию (USAID) и Совета по международным исследованиям и обменам IREX, программы «Помощь детям-сиротам в России» Агентства США по международному развитию (АРО) и др.
На основе опыта работы организаций Томской области Фонду «Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения» подготовлено и представлено описание услуг: «Оказание социально-реабилитационных услуг детям-инвалидам», «Коррекция и социализация ребенка-инвалида с помощью CBR – технологии («домашнего визитирования»)».
В настоящее время занимается изучением вопроса интегрированного обучения детей-инвалидов в общеобразовательной школе,
Общественная деятельность. С 2011 г.- председатель Правления Томской региональной благотворительной (некоммерческой) организации помощи людям с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада России», член Правления ОБО помощи людям с умственной отсталостью «Специальной Олимпиады России» (г. Москва), член Координационного Совета по делам инвалидов при Губернаторе Томской области.
Имеется 38 печатных статей по вопросам социальной адаптации, реабилитации и образования детей и подростков с ограниченными возможностями, подготовки специалистов для коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками.
Автор разработки и реализации региональных проектов в области социальной адаптации и улучшения среды жизнедеятельности детей с умственными и физическими нарушениями методами и средствами физической культуры и спорта Детского Фонда ООН – UNICEF, АКБ «Росбанка», Российского представительства Британского благотворительного фонда CAF, Агенства США по международному развитию (USAID) и Совета по международным исследованиям и обменам IREX, программы «Помощь детям-сиротам в России» Агентства США по международному развитию (АРО) и др.