Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Кадры, поддержку педагогов и особенности развития сельской школы в информационном обществе обсудили в ТГПУ

Кадры, поддержку педагогов и особенности развития сельской школы в информационном обществе обсудили в ТГПУ

12 марта на базе ТГПУ в рамках Педагогического марафона «Сельские школы – национальное достояние России» в гибридном формате прошел открытый научно-образовательный семинар «Кадры сельской школы: реалии, исследования, перспективы». В мероприятии приняли участие представители Научного центра Российской академии образования на базе ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (г. Ярославль), Вятского государственного университета (г. Киров), Новгородского государственного университета им. Я. Мудрого (г. Великий Новгород), Петрозаводского государственного университета, Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Института философии и права Уральского отделения РАН, Новосибирского государственного педагогического университета, Томского государственного университета, Общественного профессионального педагогического движения/объединения «Ассоциация сельских школ Республики Карелия» (г. Петрозаводск), также к онлайн-трансляции подключились сельские школы Томской, Ярославской, Кировской областей.

Семинар приветственными словами открыли проректор по научной работе ТГПУ Елена Александровна Полева и директор Института развития педагогического образования Наталия Альбертовна Семенова. Руководитель НЦ РАО на базе ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Людмила Васильевна Байбородова отметила, что педагогический  марафон «Сельские школы – национальное достояние России» проводится впервые, одной из площадок стал ТГПУ. Также выступающая сделала акцент, что специалисты вуза сохраняют интерес к проблемам сельской школы и сельской педагогики, систематически проводят научные мероприятия, собирая исследователей из разных уголков страны.

Проблематику открытого научно-образовательного семинара «Кадры сельской школы: реалии, исследования, перспективы»  обозначила профессор ИРПО Елена Евгеньевна Сартакова. Спикер определила круг проблем, которые будут обсуждаться в разных форматах: круглый стол, открытая дискуссия, митап. 

Круглый стол «Становление сельской школы в условиях современного информационного российского общества» был открыт докладом «Сельская школа в условиях современного информационного российского общества» доцента ТГУ Гульнафист Алтаевны Окушовой. Она  рассмотрела подходы к трактовке информационного общества и выделила характеристики сельской школы, среди которых открытость, преемственность и адаптивность к локальной культуре конкретного сельского социума.

В докладе «Кадровое обеспечение развития образования на селе в контексте поколенческой проблематики» профессора ВятГУ Ольги Витальевны Коршуновой были продемонстрированы результаты социологического анализа, проведенные  в Кировской области. Спикер рассказала, что основные возрастные группы сельских педагогов – предпенсионные и послепенсионные группы, что обуславливает возрастной разрыв между поколениями Бэби-Бумеров (1946–1964), X (1965–1980)и современными детьми: Z (1997–2010), Альфа (2010–2020).

В выступлении «Некоторые проблемы представления современной сельской школы в виртуальном пространстве: социальные сети, отделы (управления) образованием, научная библиотека – Elibrary и др.»  научного сотрудника Института философии и права Уральского отделения РАН Александра Александровича Горбушова были описаны результаты комплексного анализа информационного присутствия сельских школ в сети Интернет. Докладчик отметил, что большая часть сельских школ слабо представлена в социальных сетях, а сайты не содержат информацию об истории школы, о значимых педагогах, героях, именем которых названы организации. По его мнению, недостаточное присутствие сельских школ в сети Интернет, отсутствие имиджевой информации в позиционировании уменьшает возможности школ в формировании и воспитании социокультурной среды: обучающиеся, родители, жители территории и т.д.

В рамках открытой дискуссии «Педагогика сельской школы: научное направление или самостоятельная отрасль педагогической науки?» участники семинара обсудили разные подходы к поставленному вопросу: этапы становления педагогики сельской школы, педагогика сельской школы как наука, педагогика сельской школы как теория и практика образовательной деятельности. Все участники дискуссии обозначили актуальность дальнейших научных изысканий в уточнении, чем является педагогика сельской школы в современном научном дискурсе.

Модератором митапа  «Ведущие механизмы кадрового обеспечения развития образования на селе» выступила исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия Зинаида Борисовна Ефлова. Участники представили доклады, посвященные международному опыту подготовки учителей к работе в сельской школе, подготовке учителей к работе в сельской школе в Республике Карелия, роли магистратуры как формата профессионального развития сельского педагога и решения кадровых вопросов в Томской области и др. 

Итогом работы семинара стало обозначение актуальности прошедшего мероприятия, а выступления и обсуждения будут продолжены в рамках Международной научно-практической конференции «Социокультурные основы развития воспитательных систем образовательных организаций» (г. Ярославль)  и IV Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» (г. Томск).

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER