Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Интервью экспертов ТГПУ об одном из самых распространенных психоневрологических расстройств современности и жизни с ним

Интервью экспертов ТГПУ об одном из самых распространенных психоневрологических расстройств современности и жизни с ним

О Синдроме дефицита внимания и гиперактивности сегодня говорят часто: его приписывают и суетливым непослушным детям, и невнимательным взрослым, неспособным завершить начатое. По-другому их называют нейроотличными – видящими и реагирующими на мир иначе, чем большинство. О симптомах СДВГ, работе с ними и жизни с синдромом поговорили с экспертами факультета психологии и специального образования ТГПУ – кандидатом психологических наук, доцентом Ольгой Николаевной Чучаловой и старшим преподавателем факультета, педагогом-дефектологом МБУ ДО «Центр «Поиск» г. Северска Сергеем Евгеньевичем Шляпниковым.

Термин «СДВГ» появился недавно, в 1994 году, однако его симптомы были описаны гораздо раньше – в конце XIX века в книге доктора Г. Хоффмана «История неугомонного Филиппа». Сегодня, по данным Московского института коррекционной педагогики, официально диагноз СДВГ поставлен 4% детей в России. Однако, если учитывать, что за квалифицированной помощью обращаются не все родители, этот показатель может достигать 18%.

На что стоит обратить внимание родителям и педагогам, чтобы вовремя распознать СДВГ у ребенка и начать его коррекцию?

О.Н.: Недавно я столкнулась с тем, что родители, позиционирующие себя «психологически просвещенными», зачастую не понимают значение феномена СДВГ, а особенно часть, связанную с «дефицитом внимания». По личным наблюдениям, один родитель из трех считает, что «внимание» в данном словосочетании то, которое он уделяет ребенку. Считаю нужным уточнить, что здесь мы говорим не об этом, а о собственном внимании ребенка как психическом процессе. И эта функция дефицитарна. 

Первый «звонок» – чрезмерная подвижность с раннего возраста: это тот ребенок, который, уложенный в кроватку самым «правильным» образом, через полчаса оказывается голым и ногами на подушке. Активно исследует дом, когда научается сам передвигаться (шкафы, диваны, гарнитур). Дети с СДВГ не учатся ни на чужих, ни на своих ошибках, повторяя даже болезненный опыт. Их чувства достаточно поверхностны: они могут не реагировать на болезнь мамы или папы, просто потому что не замечают происходящего. Позже, в школе, ребенок не способен сосредоточить внимание на уроке, постоянно вертится, отвлекает одноклассников. Если чего-то хочет, то стремится заполучить это быстрее других. Таким детям сложно дождаться очереди и соблюсти правила, они часто действуют импульсивно, по первому желанию.

С.Е.: Предположить, что у ребенка СДВГ, можно по ряду признаков, которые встречаются одновременно, по одному-двум из них никогда диагноз не ставится. К вышеперечисленным я бы добавил разговорчивость: говорит, не дослушав вопрос, перебивает, часто вмешивается в разговор или игру других детей и взрослых. А иной раз может казаться, что ребенок не понимает обращенную речь, «витает в облаках», когда с ним пытаются выстроить диалог. Часто теряет или забывает личные вещи. С трудом справляется, когда нужно сделать что-то последовательно или чего-то дождаться. Бросает дело на полпути, сменяя его другим. При этом может наблюдаться и гиперфокус – высокая концентрация и продуктивность в конкретной области (хобби, спорт и др.), внимание к которой не угасает в течение долгого времени.

Подтвердить признаки и поставить диагноз может только врач при наблюдении за ребенком в течение длительного времени, проведении специальных тестов.

Как действовать, если признаки СДВГ у ребенка обнаружены?

С.Е.: Необходима работа со специалистами, коррекция неправильно сформированных психических функций: памяти, внимания, мышления. Здесь могут помочь психолог, дефектолог, логопед (часто у детей с СДВГ есть и нарушения речи), медицинские специалисты.

Для домашней практики подойдет использование настольных игр с лабиринтами, раскрасок, развивающих внимание, логическое мышление. Очень увлекает и детей, и взрослых раскрашивание мандал. Хорошо влияют виды спорта, тренирующие дыхание и концентрацию внимания (плавание, шахматы).

О.Н.: А еще организовать четкий режим дня и четкие правила. Сон длительностью по возрасту, достаточное время прогулок на свежем воздухе, хорошее питание. Именно жизнь по расписанию (если мы говорим о взрослом, это тоже актуально) поможет ребенку видеть границы и вовремя остановиться, поспособствует развитию самоконтроля. Это может быть визуально яркое расписание, которое поможет ориентироваться в задачах на день.

Интеллектуальные занятия должны быть в меру: никакого английского с трех лет. Вырванные листы из тетради и постоянное переписывание не помогут, а только нагрузят и без того слабую функцию внимания, в итоге – нарастание гиперактивности и снижение самоконтроля.

Всем родителям рекомендую почитать Екатерину Мурашову «Дети тюфяки и дети катастрофы», с момента работы в начальной школе эта книга стала моей настольной.

Что важно при работе педагога с ребенком с СДВГ?

С.Е.: Размещать ребенка на первой-второй парте: он нуждается в постоянном контроле и поддержке. Применять методику блиц-опроса при проверке знаний, не давать следующее задание, пока не выполнит первое. Использовать элементы игры, соревнования, назначать роль, где он может проявить активность, – участвовать в мероприятиях, раздавать тетрадки и т.д. Проводить физминутки через каждые 20 минут работы (время концентрации внимания ребенка с СДВГ).

Для повышения своей педагогической компетентности рекомендую книги «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей» (О.И. Романчук), «Победа над СДВГ» (Г. Фридман, С. Чейет).

О.Н.: Важно чередовать продуктивную деятельность с отдыхом. Для помощи в улучшении концентрации внимания желательно использовать различные упражнения на самоконтроль. При диалоге выбирать короткие, четкие и конкретные словесные конструкции. В школе таких детей чаще всего привлекает возможность общения, они любят общественные дела, в которых могут проявить себя максимально позитивно. Как и любому другому, ребенку с СДВГ важна похвала, даже за самые незначительные успехи и инициативы.

О том, как проявляется СДВГ у взрослых и что делать, если установлен синдром, специалисты рассказали в группе ТГПУ в ВК.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER