Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • «Я делаю правильные дела»: о номинации в «Знание. Премия», поисковом движении и деятельностном патриотизме в интервью выпускника и аспиранта ТГПУ Максима Елезова

«Я делаю правильные дела»: о номинации в «Знание. Премия», поисковом движении и деятельностном патриотизме в интервью выпускника и аспиранта ТГПУ Максима Елезова

На Международной выставке-форуме «Россия» прошла третья торжественная церемония вручения главной просветительской награды страны «Знание. Премия – 2023». Стали известны имена 29 лауреатов в 19 номинациях. Участие в награждении традиционно приняли видные государственные и общественные деятели, эксперты и представители образования, бизнеса, науки, культуры, искусства и медиа. Для участия в конкурсе было подано более 18 000 заявок из 89 регионов России и 34 стран мира. Выпускник и аспирант историко-филологического факультета ТГПУ, преподаватель экономико-промышленного колледжа и председатель томского отделения Общероссийского движения «Поисковое движение России» Максим Анатольевич Елезов вошел в число четырех номинантов, победивших из 1369 заявок в номинации «За просветительскую деятельность в системе среднего профессионального образования».

Мы пообщались с Максимом Анатольевичем и узнали, за что он был удостоен почетного статуса номинанта и как прошло участие в премии.

Как узнали о «Знание. Премия» и почему решили принять участие?

Случайно. Одна моя знакомая рассказала мне об этой премии: «Ты занимаешься поисковой деятельностью, преподаешь, еще в аспирантуре учишься. Давай подавай заявку». Я написал заявку и вообще забыл о премии. В ноябре мне позвонили из Москвы: «Мы вас поздравляем, было 13 с половиной тысяч заявок, выбрали около 90 человек, приглашаем в Москву на защиту». Я не столько удивился, сколько стал думать, как согласовать поездку с директором  колледжа: у меня очень плотный график работы.

Почему решили принять участие в премии?

Захотелось рассказать о поисковой деятельности времен Великой Отечественной войны.

Что было самое сложное для Вас в «Знание. Премия»? 

Процедура защиты в Москве. К номинантам вышла одна из руководителей премии и сказала, чтобы наша защита уложилась в две минуты. Даже провела мастер-класс: попросила закрыть глаза и ходила возле нас две минуты. Потом спросила: «Долго?». Две минуты – это очень много.

Многие засекали время на телефоне, кто-то писал на листочках. Последним я говорил, что зря это делают: на сцене все пойдет не по плану. Ты выходишь на большую сцену, а в зале жюри с оценочными листами. В глаза бьет свет. До выхода особенно не переживал, но когда вышел на сцену – мандраж, а перед тобой знаменитые люди.

Я выступал нормально, «бил» фактами. Отчет за весь период моей поисковой деятельности: организовано 30 «Вахт памяти» в Смоленской и Калужской областях, найдены ценные военные артефакты, «поднято» 353 солдата, установлено 15 имен, созданы музейные экспозиции в школах города Томска, более 15 000 человек прошло через эти экспозиции.

Хотя я не стал лауреатом, но для меня моя победа значима. Особенно когда на награждении Владимир Владимирович Путин сказал, что мы все победители! Среди номинантов, например, был Владимир Ростиславович Мединский, он сидел рядом, через два кресла от меня. Еще Ирина Александровна Винер-Усманова тоже была среди номинантов.

Премия предполагает просветительство через использование современных методик. Что используете Вы в своей поисковой, преподавательской деятельности, чтобы вовлечь в нее как можно больше молодежи?

Я занимаюсь профессиональным исследованием Великой Отечественной войны не только через изучение исторических фактов, но и с точки зрения археологической работы, пишу об этом книги.  Вместе со мной на «Вахты памяти» в Смоленскую и Калужскую области, где воевала томская 166 дивизия, выезжают мои студенты, которые собственноручно поднимают останки солдат и, можно сказать, «видят» историю своими глазами. В колледже я руковожу музеем «Неизвестный солдат», который был создан в начале 2000 годов на основе тех экспонатов, которые мы привозим из экспедиций. С первого курса всех студентов знакомлю с музеем, его деятельностью, показываю фотографии с выездов. После этого у некоторых возникают интерес и желание попробовать себя в поисковых экспедициях. Как правило, набирается 20–30 человек. 

Моя методика заключается не столько в лекционном материале. Я веду себя со студентами не как преподаватель, а как товарищ. Я вместе, рядом, наравне с ними. И это привлекает ребят. В образовании очень мало мужчин, многие студенты – без отцов, тянутся ко мне. Музей всегда открыт, чайник стоит, приходи. Ребята приходят после учебы, разговаривают. Ощущают себя командой, где друг друга поддерживают. Многие после выпуска из колледжа приходят в музей, чтобы просто поговорить.

Что дает поисковая деятельность в воспитания молодежи?

Когда они копают, не понимают: останки человека и всё. Когда я вывожу их на захоронение, где нужно торжественно предать останки солдата земле, когда стоят родственники погибшего, плачут… Помню, один из поисковой команды не выдержал, у него слезы из глаз. И вот тут наконец-то они начинают понимать, зачем это делают, до конца до них доходит смысл поисковой деятельности: и с религиозной точки зрения, и воинской, и человеческой. После захоронения каждый из моих поисковиков уже сознательно думает, продолжать или не продолжать. Продолжает большинство. И последние уже по жизни связаны с поисковым движением, хотя у них семья, дети, работа.

Планируете ли Вы и дальше продолжать рассказывать о своей поисковой деятельности?

Обязательно. Это очень важная тема для современного общества, для воспитания молодежи. Я за деятельностный патриотизм. Когда дело делаешь и никого не принуждаешь. Каждый сам, добровольно. Например, недавно из 1000 студентов колледжа 71 человек добровольно принял участие в сборе средств для участников СВО. ДОБРОВОЛЬНО! Не нужно никого заставлять, каждый должен сам себя проявить. Сейчас не принял участие, но будут другие акции, когда ты сможем добровольно, осознанно, без принуждения принять решение. 

Недавно обнаружил, что из выпускников колледжа, оказавшихся на СВО, половина, кто вместе со мной занимался патриотикой и поисковым движением. Организовал в музее галерею выпускников-участников СВО, тех, кто воюет и тех, кто погиб. Рассказываю о них своим ребятам.

Конечно же, после номинации в «Знание. Премия» буду рекомендовать своим знакомым и коллегам принимать участие в различных конкурсах, где можно рассказать о себе, своей деятельности. У нас в Томской области реализуется действительно много нужных проектов, которые полезны не только для региона, но и для России в целом. Об этом должны знать как можно больше людей.

И еще участие в премии важно для любого преподавателя. Когда ты над чем-то кропотливо работаешь и вкладываешь в это большое количество сил, а потом тебя замечают на уровне России из огромного количества людей, то понимаешь: я иду правильным путем, я делаю правильные дела. Это дает стимул продолжать двигаться и развиваться.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER