Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

О проблемах аутизма – научно и через творчество

2 апреля, во Всемирный день распространения информации об аутизме, кафедрой дефектологии ФПСО ТГПУ реализована программа специальных мероприятий, призванных привлечь внимание общественности к проблеме и открыть дополнительную возможность будущим педагогам наработать навыки, необходимые для обучения и воспитания детей с РАС. Участники посетили научно-методический семинар «Изучение, образование и реабилитация лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС)» и премьеру мюзикла «Мальчик Даня с планеты «Autos». Автором программы выступила старший преподаватель кафедры Елена Анатольевна Филимонова, помощниками в организации и артистами мюзикла стали студенты ФПСО и ИИЯМС.

В последние годы наблюдается стремительный рост научного и общественного социального интереса к аутизму. Термин «аутизм» («autismus»), введенный швейцарским психиатром и психологом Эйгеном Блейлером в 1912 году, в современной науке трансформировался: сегодня целый комплекс психических, эмоциональных и поведенческих нарушений обозначается понятием «расстройства аутистического спектра» (РАС).

Филимонова«Наблюдается увеличение числа детей, имеющих проявления РАС, в странах всего мира вне зависимости от расовой принадлежности, этнической группы и социальной среды. По мнению профессора А.С. Петрухина, детского невролога Министерства здравоохранения и социального развития РФ, аутизм входит в число более встречающихся болезней на территории России, – говорит Елена Анатольевна. – В частности Детская психиатрическая служба Томской области констатирует, что за период с 1990 по 2022 год заболеваемость аутизмом возросла в 19 раз. В настоящее время в регионе зарегистрировано 399 детей с РАС в возрасте от 4 до 18 лет, а также растут показатели инвалидизации».

Такая статистика подтверждает важность специальных мероприятий не только для педагогического сообщества, но и для каждого жителя региона, который может оказаться в ситуации взаимодействия с человеком с РАС. Поэтому кафедрой дефектологии ФПСО, помимо дисциплин образовательного цикла, организуются тематические площадки, где томичи могут получить базовые знания, а специалисты – расширить свой диагностический инструментарий и освоить новые методы коррекции.

Таким стал научно-методический семинар «Изучение, образование и реабилитация лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС)». Участники рассмотрели главные признаки аутизма, проблемы диагностики и коррекции РАС, особенности сенсомоторного развития детей с РАС, психокоррекционные и логопедические методы для формирования различных навыков у детей с РАС и многое другое.

«Если вы знаете ребенка с аутизмом, то вы знаете только одного ребенка с аутизмом», – отмечают специалисты по сопровождению детей с РАС. Палитра характерных особенностей достаточно широкая. Своеобразие развития определяется типом аутизма и форматом высокофункционального (мягкого) или низкофункционального (тяжелого) аутизма, – отмечает Е.А. Филимонова. – Однако существуют и универсальные характеристики. Например, уход ребенка в себя, в мир собственных переживаний, предпочтение одиночества и отсутствие взгляда в глаза собеседнику. Эмоциональная холодность проявляется в равнодушии, отсутствии улыбки и иных реакций. Дети с РАС не инициируют речевое общение, болезненно реагируют на перемены в пространстве, проявляют атавистические способы изучения окружающего мира (обнюхивание, облизывание, кусание, царапание) и др.».

О том, как определить наличие РАС у ребенка, учесть этот факт в работе педагога и родителей, какие методы использовать для эффективного взаимодействия с ним и на какие пособия обратить внимание, Елена Анатольевна рассказала пресс-службе вуза в большом интервью, которое мы опубликовали на канале ТГПУ в «Яндекс Дзене».

Во второй части тематической программы гости посетили мюзикл «Мальчик Даня с планеты «Autos». Студенты ТГПУ со сцены рассказали о роли семьи в развитии ребенка с РАС, важности коррекционных мероприятий, осуществляемых специалистами комплексного сопровождения (врач, дефектолог, психолог, логопед, тьютор). Образ мальчика с аутизмом воплотил Даня Филимонов, студент ФПСО, который параллельно обучается в Институте иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ и ставит перед собой большие педагогические цели.

Филимонов«В моей практике уже встречались дети с ОВЗ (с нарушением слуха, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития). Теперь моя цель и большая мечта – объединить речевое развитие детей как на родном языке, так и на английском, – говорит он. – Педагогика – это ремесло, которое требует не только профессиональных навыков, но и творческих: каждое занятие – своего рода маленький спектакль, поэтому знание театрального дела поможет в работе. Для участия в мюзикле я всесторонне изучил отличительные признаки детей с РАС, особенности их проявленности в обществе, реакции, мимику, так как для успешной игры нужно знать все от и до».

Кроме актерской работы, у студентов была и организационная занятость, в процессе которой они также погружались в методы работы и пути выстраивания эффективного взаимодействия с детьми с РАС, что было необходимо для написания сценария и постановки творческого номера. Как отметила обучающаяся ФПСО Татьяна Першина, практическое использование знаний позволило закрепить учебный материал и подготовиться к уверенной работе с потенциальными воспитанниками.

Фотоальбом

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER