Урок дизайн-спринта от Бизнес-инкубатора ТГПУ, или Как создать креативный проект за час
Школьники Томска повысили навыки командной работы и разработки проектов с нуля на мастер-классе «Генерация бизнес-идей» Бизнес-инкубатора социальных инноваций и социального предпринимательства ТГПУ.
Мастер-класс был проведен в рамках Недели предпринимательства Томской области. Инициаторами и организаторами выступили представители Бизнес-инкубатора ТГПУ. Мероприятие привлекло учащихся 9–11 классов из МАОУ Школа «Перспектива», школ №49, №80 и физико-технического лицея. Участники были разделены на четыре команды, каждая из которых получила задание по одну из направлений (образовательное, техническое, экологическое, социальное, экономическое) – за ограниченное время придумать полезный для общества проект, который будет обладать коммерческой перспективой.
«Дизайн-спринт» – ускоренная разработка проекта в режиме мозгового штурма, ребята генерируют идеи, которые должны будут применить к своему проекту через решение конкретной ситуации. Так они получают готовый кейс социального характера по проблематике. В конце они доводят идею до возможности коммерциализации, конечно, при поддержке наших студентов и педагогов, – рассказывает директор БИ ТГПУ Галина Владиславовна Арышева. – В ходе мастер-класса необходимо пройти путь от генерации идеи до возможности презентовать перед аудиторией свою бизнес-модель».
Участники выполняли предпринимательские задания с ограниченным таймингом. Например, необходимо было сформировать команду из присутствующих, выбрать лидера, сгенерировать идею, провести оценку целевой аудитории, разработать прототип своей идеи и многое другое, а в конце презентовать разработку перед аудиторией – другими командами, студентами и педагогами ТГПУ. Организаторами были предложены обстоятельства, в рамках которых работала каждая команда.
В итоге ребята презентовали свои проекты в разных направлениях:
- Образовательное: модель оборудования школьных кабинетов техническими средствами для проведения уроков в дистанционном формате, а также мониторинга домашних условий детей с ОВЗ для дистанционного обучения.
- Экономическое: модель заменителя гречки для детей. Всем известная ситуация с дефицитом гречки нашла свое решение в создании аналогичного продукта – каши, которая содержала бы в себе те же полезные свойства. Авторы также предложили дизайн упаковки и способ рекламы данного продукта через популярных блогеров.
- Экологическое: модель кормушек для лесных грызунов с механизмом «анти-кража», которая решает ситуацию с постоянными кражами кормушек в парках.
- Техническое: модель-схема проведения Интернета в деревнях. Участники подробно описали свои действия, а также примерную схему проведения оптоволоконного Интернета.
Члены жюри, студенты и педагоги ТГПУ, оценили идеи школьников на актуальность, содержательность, проработанность, озвучили недоработки в проектах и дали обратную связь. Они объясняли, каким аспектам стоит уделить особое внимание, что нужно делать в первую очередь, а что в последнюю. Для лучшего понимания процесса разработки проектов участники посмотрели несколько образовательных видеороликов об основах проектирования. Отдельно жюри отметило сильные стороны идей.
«Ребята учатся работать в команде в формате мозгового штурма, придумывать проекты в сжатые сроки и в других определенных рамках, чтобы в будущем создать действительно стоящий и качественный продукт, – говорит организатор, студентка ТЭФ Алена Слободенюк. – Кроме того, у участников есть возможность пообщаться со студентами и преподавателями Томского Педагогического, познакомиться с ними, перенять их опыт проектирования и рассмотреть вуз для дальнейшего получения профессии».
Такие мероприятия позволяют привлечь потенциальных абитуриентов и на практике познакомить их с возможностями, которые предоставляет ТГПУ школьникам на этапе выбора образовательного учреждения. В свою очередь участники подтвердили актуальность темы МК для молодого поколения, отметив, что важным моментом в развитии экономических, предпринимательских, технологических и других навыков является креативное и перспективное мышление при решении поставленных задач.
«Есть планы поступать в ТГПУ, а также есть идеи, которые хочу реализовать в рамках создания собственного бизнеса, – делится учащийся 9 класса школы №49 Сергей Короткевич. – В ходе сегодняшнего командного обсуждения у меня уже появились мысли по развитию своего проекта и проекта, который мы сейчас разрабатываем: какую рекламу запускать, как продвигать наш продукт и многие другие».
На мастер-классе каждый школьник получил возможность проявить творческое мышление, определить для себя подходящую роль – лидер или исполнитель, попробовать силы в быстрой генерации идей. Вновь образовательная встреча «Генерация бизнес-идей» пройдет 22 марта в рамках Дней открытых дверей ТГПУ. Зарегистрироваться на участие можно по ссылке.