Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Безменова Лилия Адольфовна

Должность:  доцент

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Преподаваемые дисциплины в 2024/2025 учебном году:  

Традиции и инновации в преподавании русского языка в школе (для бакалавров)

Организация внеурочной деятельности по русскому языку (для бакалавров)

Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (бакалавры)

Производственная педагогическая практика (летняя) (бакалавры)

Производственная педагогическая практика (магистранты)

Выпускная квалификационная работа (член комиссии)

Учебная технологическая практика (по методике обучения русскому языку и литературе) (бакалавры)

Образование: специальность «Филология», квалификация «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы», Томский государственный университет (1986 г.).

Повышение  квалификации и (или) профессиональная переподготовка:

Диплом о профессиональной переподготовке № 7814 00001741 от 10.11.2014, по программе Русский язык как государственный язык Российской Федерации 516ч. Санкт-Петербургский ГУ;

Диплом о профессиональной переподготовке № 005951 от 02.02.2018, по программе "Государственное и муниципальное управление", 512 часов Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Межрегиональная академия строительного и промышленного комплекса";

Удостоверение о повышении квалификации № 700800003405 от 01.09.2016, "Современные формы работы педагога в рамках ФГОС", 36 часов ОГБОУ ДПО ТОИПКРО;

Удостоверение о повышении квалификации № 00164967 от 14.12.2016, Повышение квалификации педагогов, направленные на повышение компетенций, связанных с работой в условиях многоязычия и поликультурности", 72 ч. ООО СП "Содружество";

Удостоверение о повышении квалификации № 700800011154 от 22.03.2017, "Профессионально-педагогическая компетентность экспертов ЕГЭ по русскому языку", 24 часов ОГБОУ ДПО ТОИПКРО;

Удостоверение о повышении квалификации № 220400009250 от 10.07.2017, "Особенности работы педагога в условиях инклюзивного образования", 36 часов ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет";

Удостоверение о повышении квалификации № 700800013592 от 04.09.2017, "Реализация требований профессионального стандарта в работе педагога", 36 часов ОГБОУ ДПО ТОИПКРО;

Удостоверение о повышении квалификации № 702408053957 от 10.01.2018, Специфика применения современных образовательных технологий в области гуманитарных дисциплин в ВУЗе (русский язык и литература), 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;

Удостоверение о повышении квалификации № 702408053611 от 14.05.2019, "Обучение оказанию первой помощи", 16 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;

Удостоверение о повышении квалификации № 702408054651 от 09.07.2019, "Возможности информационно-коммуникационных технологий для эффективного функционирования электронной информационно-образовательной среды ВУЗа", 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ.

Удостоверение о повышении квалификации № 702408053611 от 14.05.2019, "Обучение оказанию первой помощи", 16 часов ФГБОУ ВО ТГПУ.

Удостоверение о повышении квалификации № 0165-20 от 14.02.2020 г., «Управленческие аспекты реализации цифровой образовательной среды в школе», 40 часов, ТОИПКРО.

Удостоверение о повышении квалификации № 2645-21 от 30.04.2021г., «Цифровая трансформация образовательной организации: ресурсы и инструменты», 30 часов, ТОИПКРО.

Курсы повышения квалификации по теме «Новый ФГОС основного общего образования», ООО «Центр инновационного образования и воспитания», г. Самара, Свидетельство № 589676 от 29.06.2022 г.

Курсы повышения квалификации по теме «Мотивация и устойчивость в образовательном пространстве: как вдохновлять и не сгорать», 16 часов, ТОИПКРО, Удостоверение №4620-23 от 28.08.2023г.

КПК по теме «Обеспечение единого образовательного пространства через внедрение новых подходов к организации образовательного процесса», ТОМСК-КАЛИНИНГРАД,, 15-18.04.2024г., удостоверение №800700029531

Награды

Лауреат Премии администрации г. Томска в сфере образования (1999);

Грамота Министерства образования РФ (2001);

Победитель конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование  в рамках Национального проекта «Образование» (2006);

Почётный работник общего образования РФ (2012);

Лауреат премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры (2014);

Почётная Грамота Думы Города Томска (2017).

Почетная грамота Директора ОГБУ «Региональный центр развития образования», Ректора ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», Директора МАОУ СОШ № 36 г. Томска «За большую работу, связанную с организацией и проведением III Региональной Открытой сетевой конференции школьников и студентов «Медиасреда. Личность. Творчество» (11 декабря 2021 г.).

Грамота  Учёного совета ТГПУ за многолетнюю и плодотворную работу по подготовке научных и педагогических кадров (2022г).

Почётная грамота Департамента образования города Томска за высокий профессионализм, личный вклад в развитие муниципальной системы образования, конструктивное сотрудничество, обогащающее профессиональное сообщество города Томска (28.07.2023г).

Конкурсы и гранты

– В 2017 г. проектная  команда под руководством Безменовой Л.А. разработала социально-культурный  проект «Арт-сезоны» и выиграла грант конкурсного отбора благотворительных проектов на территории Томской области АО «Сибирского химического комбината». 

– 2 место в региональном конкурсе «Грани педагогического мастерства» (номинация «Лучший методист»), 2017 г.;

– 2 место в региональном конкуре «Методическая служба – образованию Томской области» (номинация «Лучшее методическое портфолио»), 2016 г.

– Программа «Педагог как ресурс формирования развивающейся творческой личности учителя», разработанная Безменовой Л.А., была удостоена Серебряной медали в номинации «Внедрение эффективных управленческих и экономических механизмов в деятельность образовательной организации» выставки «УчСиб - 2018».

– В номинации «Современная образовательная среда: новые вызовы и современные решения»  Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1-8-х классов (организация культуротворческой среды для формирования личностных и метапредметных результатов), автор Безменова Л.А., была удостоена Серебряной медали выставки «УчСиб - 2018».

– Социально-образовательный проект «Открытый мир» как ресурс формирования и развития творческой образовательной развивающейся среды школы», автор Безменова Л.А., получил Серебряную медаль выставки «УчСиб - 2019».

– В номинации «Современное содержание общего образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех» проект «Формирование культуротворческой среды в образовательном учреждении в рамках реализации Национального проекта «Культура», автор Безменова Л.А., был удостоен Малой золотой медали выставки «УчСиб - 2020».

– Победитель Регионального конкурса методических разработок «Сотворческие практики в ОУ» в рамках деятельности ФЭП ФИРО РАНХИГС при Президенте РФ, тема материалов «Рефлексивный методический контент», 24.01-16.05.2022.

– Разработчик межрегионального конкурса для молодых специалистов «Молодые профессионалы» (сетевая инновационная программа «Лига-36»), март 2022 г.

– Эксперт по проверке регионального этапа сочинений Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке, сентябрь 2022 г.

– Победитель Регионального конкурса методических разработок «Сотворческие практики в ОУ» в рамках деятельности ФЭП ФИРО РАНХИГС при Президенте РФ, тема материалов «Конструктор сотворческого урока и инструкция к применению», 01.02-10.05.2023.

– Разработчик межрегионального командного конкурса «Современный учитель», посвящённого Году педагога и наставника (сетевая инновационная программа «Лига-36»), март 2023 г.

–   Победитель регионального конкурса методических разработок в рамках ФЭП ФИРО РАНХИГС при Президенте РФ, «Сотворческие практики в ОУ», тема конкурсных материалов «Коллективное сотворчество как инструмент достижения качества образования», 22.01 –  10.05.2024.

– Организатор сетевой межрегиональной методической конференции «Лучшие педагогические практики в контексте современного образования», (26.04.2024) в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения», ТГПУ;

Общий стаж работы/стаж работы по специальности: 37 лет / 37 лет

Научная и профессиональная деятельность:  В 1986 г. окончила филологический факультет Томского государственного университета по специальности «Филология», квалификация «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы». С 1987 г. по настоящее время работает в МАОУ СОШ №36 г. Томска учителем русского языка и литературы, с 2008г. – заместитель директора по научно-методической работе. В  2012г. под руководством доктора филологических наук, профессора Нины Сергеевны Болотновой защитила кандидатскую диссертацию по теме «Обучение учащихся основной школы текстообразованию на ассоциативной основе в процессе преподавания русского языка». С 2004 г. по 2008 г. начала работать в Томском государственном педагогическом университете в должности старшего преподавателя кафедры методики преподавания русского языка и литературы, с 2016 г. –  доцент кафедры русского языка.

Сфера научных интересов: текстообразование, методическая интерпретация теории текстовых ассоциаций, этнокультурный подход в обучении текстовой деятельности, современные образовательные технологии.

Основные публикации:

1. Безменова, Л. А. Факультативные курсы, развивающие культуру речевого общения школьников / Л. А. Безменова // Проблемы учебно-методической работы в школе и в вузе: материалы региональной научно-методической конференции. – Т. 1. – Томск: ТГПУ, 1999.  С. 176-178.

2. Безменова, Л. А. Речевой портрет современного школьника / Л. А. Безменова // Русский язык в современном культурном пространстве: материалы юбилейных конференций, посвящённых 100-летию ТГПУ и 70-летию ФилФ ТГПУ / под ред. проф. Н. С. Болотновой. – Томск: Изд-во ЦНТИ, 2000 [а].  С. 35-37.

3. Болотнова, Н. С., Безменова, Л. А. и др. Основы текстоведения в школе: Книга для учителя. – Томск, 2000 [б]. –  авторский текст: С. 89-94, 97-99, 102-106, 126-145, 217-219.

4. Безменова, Л. А. Что и как читают школьники / Л. А. Безменова // Художественный текст и языковая личность: проблемы изучения и обучения: материалы II Всероссийской конференции, посвящённой 100-летию ТГПУ / под общей ред. проф. Н. С. Болотновой. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2001 [а].  С. 172-176.

5. Безменова, Л. А. К вопросу о некоторых приёмах интерпретации текста в школе / Л. А. Безменова // Диалог с текстом: проблемы обучения смысловой интерпретации: материалы V регионального научно-практического семинара / под ред. проф. Н. С. Болотновой. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2002.  С. 131-134.

6. Безменова, Л. А. Этапы работы над поэтическим словом на уроках русского языка в 6-11 классах / Л. А. Безменова // Поэтическая картина мира: слово и концепт в лирике серебряного века: материалы VII Всероссийского научно-практического семинара / под ред. проф. Н. С. Болотновой. – Томск: Издательство ТГПУ, 2004.  С. 137-141.

7. Безменова, Л. А. Развитие речевой культуры школьников посредством элективных курсов гуманитарного профиля / Л. А. Безменова // Художественный текст и языковая личность: материалы IV Всероссийской научной конференции / под редакцией проф. Н. С. Болотновой. – Томск: Изд-во ЦНТИ, 2005.  С. 278-281.

8. Безменова, Л. А. Некоторые приёмы обучения интерпретации текста на основе ассоциаций / Л. А. Безменова // Художественный текст: Слово. Концепт. Смысл: материалы VIII Всероссийского научного семинара / под редакцией проф. Н. С. Болотновой. – Томск: Изд-во ЦНТИ, 2006 [а]. С. 191-195.

9. Безменова, Л. А. Использование эксперимента в диагностике обучения текстовой деятельности на основе ассоциаций / Л. А. Безменова // Коммуникативная культура современника: проблемы и перспективы исследования: материалы I Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Т. А. Федосеевой. – Новокузнецк: РОИ КузГПА, 2007 [а].  С. 22-26.

10. Безменова, Л. А. Ассоциативный словарь школьников г. Томска: Проспект / Л. А. Безменова / под ред. проф. Н. С. Болотновой. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2008[а]. 36 с.

11. Безменова, Л. А. О стимулировании ассоциативной деятельности школьников в обучении текстообразованию / Л. А. Безменова // Семантика и прагматика слова в художественном и публицистическом дискурсах: материалы IX Всероссийского научно-практического семинара / под редакцией проф. Н. С. Болотновой. – Томск: Изд-во ЦНТИ, 2008 [б]. – С. 335-339 – 0,2 п.л.

12. Безменова, Л. А. Программное обеспечение обучения учащихся текстопорождению в предпрофильной школе / Л. А. Безменова // Проблемы формирования профессиональных компетентностей студентов и преподавателей в процессе организации практик в современных условиях: материалы II Всероссийской научно-методической конференции. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2009 [а].  С. 101-105.

13. Безменова, Л. А. Использование теории текстовых ассоциаций в обучении школьников текстообразованию / Л. А. Безменова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009 [в]. – № 7 (85).  С. 24-30.

14. Безменова, Л. А. Создание текстов разных типов на ассоциативной основе (жанрово-стилистический аспект) / Л. А. Безменова // Русская речевая культура и текст: материалы VI Международной научной конференции / под ред. проф. Н. С. Болотновой. – Томск: Изд-во ЦНТИ, 2010.  С. 421-427.

15. Безменова, Л. А. Методические приёмы обучения текстообразующей деятельности школьников 5-7-х классов / Л. А. Безменова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011 [а]. – № 6 (108).  С. 111-114.

16. Безменова, Л. А. Диагностика текстообразующих способностей учащихся (ассоциативный аспект) / Л. А. Безменова // Язык, культура, личность: развитие творческого потенциала учащихся средствами русского языка: материалы Международной научно-практической конференции /сост. и науч. ред. А. Д. Дейкиной, А. П. Еремеевой, Л. А. Ходяковой, О. Н. Лёвушкиной. – М. : МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР. – 2011 [б].  С. 350-357. 

17. Безменова, Л. А. Мотивация как психолого-педагогическое условие эффективного обучения школьников  текстообразующей деятельности / Л.А. Безменова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011 [в]. – № 12 (114).  С. 233-236.

18. Безменова, Л.А. Обучение учащихся основной школы текстообразованию на ассоциативной основе в процессе преподавания русского языка / Л.А. Безменова //  Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. – М. : МПГУ, 2012 [а].  29с.

19. Безменова, Л.А. Эффективные формы партнёрского взаимодействия участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей / Л.А. Безменова // Инновации в современной науке: материалы  V Международного летнего симпозиума (30.08.2014г.): Сборник научных трудов / Научных ред. д.п.н., проф. С.П. Акутина. – М. : Изд-во «Спутник+», 2014 [а]. С. 47-53.

20. Безменова, Л.А. Культуротворческая среда образовательного учреждения как условие для самореализации личности школьника / Л.А. Безменова// Из опыта работы педагогов-инноваторов Томской области. Сборник материалов по итогам VIII Областного форума инноваторов. – Томск: ТОИПКРО, 2014 [б]. С.  10-11.

21. Безменова, Л.А. Использование ассоциативного эксперимента в контексте текстоориентированного подхода к обучению русскому языку / Л.А. Безменова // Развитие личности учащихся в процессе обучения русскому языку: духовное, интеллектуальное, эмоциональное // материалы Международной научно-практической конференции / под ред. проф. А.Д. Дейкиной, проф. А.П. Еремеевой, проф. Л.А. Ходяковой.  – М.:  МПГУ, 2014 [г].  С.91-94.

22. Безменова, Л.А. Создание мультикультурной модели образования как средства по формированию и развитию творческой образовательной развивающей среды школы / Л.А. Безменова // Актуальные вопросы модернизации российского образования: Материалы XXI Международной научно-практической конференции (30 января 2015 г.): Сборник научных трудов / Научный ред. д.п.н., проф. И.А. Рудакова. – М.: Издательство «Перо», 2015 [а]. С. 12-20.

23. Безменова, Л.А. Этнокультуроведческий подход в обучении / Л.А. Безменова // Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы: Материалы региональной конференции учителей русского языка и литературы  (Томск, 26.08.2015г.) / сост.  С.Г. Малярова, под ред. Э.И. Печерица. – Томск : Дельтплан, 2015 [б]. С. 27-32.

24. Безменова, Л.А. Программа «Педагог» как ресурс формирования развивающейся творческой личности учителя / Л.А. Безменова // Актуальные вопросы модернизации Российского образования: Материалы XXIII Международной научно-практической конференции (25.09.2015г.): Сборник научных трудов  / Научный ред. д.п.н., проф. И.А. Рудакова.  – Москва : Изд-во «Перо», 2015 [в]. С.6-9.

25. Безменова, Л.А. Категория автора как отражение антропоцентрической парадигмы в текстообразовании / Л.А. Безменова // Русская речевая культура и текст: материалы IX Международной конференции (15-16 апреля 2016 г.) / Под общей редакцией проф. Н.С. Болотновой. – Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 2016. С. 295-297.

26. Безменова, Л.А. Формирование языковой личности школьника (антропоцентрический подход) /Л.А. Безменова // Русская речевая культура и текст: материалы X Международной конференции (17-18 мая 2018 г.) / Под общей редакцией проф. Н.С. Болотновой. – Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 2018. С. 221-226.

27. Безменова, Л.А. Критериальное оценивание способности учащихся к самостоятельному построению связного текста на основе ассоциаций /Л.А. Безменова// Русская речевая культура и текст: материалы XIМеждународной научной конференции (Томск, 22-23.10.2020); под общ. ред. проф. Н.С. Болотновой, Томск : Издательство Томского ЦНТИ, 2020, С.218-227.

28. Безменова, Л.А. Проект «Открытый мир» как ресурс формирования и развития творческой образовательной развивающейся среды школы. /Центры этнокультурного образования. Сборник проектов и программ (Сост.: О.В. Горских (отв. ред.), Э.П. Леонтьев. – Томск : ОГБУ «РЦРО», 2020. С. 20-22.

29. Безменова, Л.А. Развитие эмоциональности как стимул обучения текстовой деятельности // Русская речевая культура и текст: материалы XII Международной научной конференции (Томск, 20-21 мая 2022 г.) ; под общ. ред. проф. Н.С. Болотновой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2022. С. 181-184.

и др.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER