ОПУБЛИКОВАНО НОВОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В издательстве ТГПУ опубликовано учебное пособие «По томским улочкам. Стрит-арт в практике обучения русскому языку как иностранному (Семиотический подход в изучении и преподавании русского языка)». Авторами издания стали сотрудники кафедры теории языка и методики обучения русскому языку Томского государственного педагогического университета – специалисты в области лингводидактики: доктор филологических наук, заведующая кафедрой Анна Владимировна Курьянович, кандидат филологических наук, преподаватель Елена Александровна Серебренникова, студенты 5 курса историко-филологического факультета Ульяна Новак и Ирина Люберцева.
Учебное пособие ориентировано на изучение русского языка с привлечением содержательного ресурса объектов стрит-арта, присутствующих в современном пространстве города Томска. Как отмечается в предисловии к изданию, уличное искусство в Томске стало неотъемлемым атрибутом городского пространства. В мае‒июне 2023 г. состоялся фестиваль «Выход в город», организованный командой томских художников-граффитистов, дизайнеров и иллюстраторов. В рамках этого события в городах Сибирского региона (Томске, Омске, Новосибирске и Красноярске) были представлены работы уличных художников, объединённые темой «Сибирь ‒ место силы». Отдельные образцы стрит-арта, заявленные участниками фестиваля, вошли в качестве дидактического материала в настоящее пособие. В них репрезентирован культурный код г. Томска, интегрирующий такие характеристики городской идентичности, как полиэтничность состава городского населения, связь традиционных устоев и современных тенденций, присутствие в городской ментальности научной и образовательной составляющих.
Структура пособия отвечает тематическому принципу в организации учебного материала, который группируется на основании четырёх тем в рамках соответствующих разделов, называющих одну из черт в облике г. Томска: «Томск – культурный и университетский центр Сибири», «Томск – это люди», «Томск – старинный город с богатой историей», «Томск сегодня». Каждая из характеристик актуализирует представление о Томске, в комплексном виде отраженное в его культурном коде. Дидактическими единицами в пособии являются 25 арт-объектов, отобранных на основании критериев (1) художественной ценности; (2) обязательного наличия вербальной составляющей, способствующей созданию вариантов интерпретации; (3) сопряжённости семантики с региональными культурными смыслами. Каждая из дидактических единиц образует отдельный подраздел, в состав которого входят следующие компоненты: фотоиллюстрация арт-объекта, отдельно выделенная его вербальная составляющая, глоссарий по теме арт-объекта, задания и упражнения, учебным материалом для которых выступают тексты и лексические единицы, связанные с темой арт-объекта, список дополнительных материалов для самостоятельного изучения. Название подраздела совпадает с формулировкой вербального компонента арт-объекта или его смыслообразующего фрагмента: Мы – буквы, с нами текст; Г. Н. Потанин; Чистый мир и пр. В качестве текстового дидактического материала подобраны аутентичные медиатексты. В конце пособия приводится общий список специальной литературы в помощь обучающимся, касающийся различных аспектов рассмотрения проблемы в современной науке. Входящие в учебное пособие задания направлены на развитие лексико-грамматических навыков и предполагают совершенствование всех видов речевой деятельности. Использование цветных иллюстраций, на которых изображаются передающие городской колорит художественные объекты, способствует эффективной работе языкового сознания адресатов. Включённые в пособие аутентичные региональные тексты, содержащие лингвокультурную информацию, обогащают тезаурус и лексикон обучающихся, содействуют расширению языковой, лингвокультурной, страно- и регионоведческой компетенций.
Пособие адресовано широкому кругу лиц, изучающих русский язык и интересующихся культурой и историей сибирского региона и города Томска, специалистам по регионалистике, лингвокультурологии, лексической и функциональной семантике, теории и практике преподавания русского языка; студентам, аспирантам, преподавателям русского языка и русской словесности.
Выходные данные учебного пособия и ссылка, по которой можно ознакомиться с ним:
По томским улочкам. Стрит-арт в практике обучения русскому языку как иностранному (Семиотический подход в изучении и преподавании русского языка) : учебное пособие / А. В. Курьянович, Е. А. Серебренникова, И. А. Люберцева, У. К. Новак ; Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) ; под ред. А. В. Курьянович .— 1 компьютерный файл (pdf; 14,83 Mb) .— Томск : ТГПУ, 2024 .— Заглавие с титульного экрана .— Свободный доступ из сети Интернет .— Adobe Reader .— ISBN 978-5-907791-14-5 .— <URL:http://fulltext.tspu.edu.ru/OA/m2024-7.pdf>.
Работа выполнена в рамках реализации научно-исследовательских проектов из приносящей доход деятельности ТГПУ, проект Г.01/2024, тема «Создание и использование методического ресурса объектов городского стрит-арта как маркеров культурного кода Томска в практике преподавания РКИ и РКН».
Материал подготовлен: А.В. Курьянович, зав. кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку