Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Конкурс творческих работ

Лучшая работа

Димка, синяк и … мудрый Тургенев

Антуфьева Евгения Владимировна, ИФФ, 91РЯ

8.00. Утро. Белые мушки весело кружатся в воздухе, который наполнен свежестью и жаждой жизни. На деревьях, крышах домов, заборах лежат февральские «шапки». Все вокруг имеет такой первозданный и девственный вид, что даже не хочется делать шаг с крыльца, чтобы не испортить белоснежного ковра, который так любовно и искусно ткал кто-то незримый. Даже соседская кошка, мяукая на крыше гаража, не решается сделать прыжок вниз, словно знает, сколько вложил сил в это творение ночной гость. Постояв несколько минут, я вдруг возвращаюсь в реальность, вспоминаю, что через 25 минут начнется первый урок, закрываю дверь дома, бегу, стараясь делать редкие шаги, по двору, сажусь в машину… Все. Утро случилось.

Школа гудит детскими голосами, смехом, возмущениями у стенда с расписанием…Улыбаюсь, громко здороваюсь со всеми, снимаю верхнюю одежду, одновременно ищу ключ от своего кабинета. Ключ найден. Приветствую тебя, мое святое рабочее место! Да здравствует рабочий класс!!!

Четыре урока прошли незаметно. Я с радостью отмечаю, что успела проверить несколько тетрадей по русскому языку, а это значит, что вечером можно будет больше уделить времени семье (почитать книгу дочери, приготовить что-нибудь «прихотливое») и основательнее подготовиться к урокам, а может быть еще и почитать книгу – СТОП! − что-то я уж совсем размечталась. Впереди еще 2 урока, консультация, отчет по внеурочной деятельности, «битва» с расписанием, ознакомление с вновь пришедшей документацией по ГИА, проверка ведения классных журналов учителями.

Итак, 5 урок. Литература. Это непокорный 7 класс. Класс «одноклассников», «контакта», «андроидов», «планшетов». Им бы в интернете покопаться, а я им про доброе, вечное, разумное. А я им про светило русской классической литературы И.С.Тургенева да про стихотворения в прозе, про глыбу нашего наследия – русский язык.

Начало урока было многообещающим: домашнее задание было выполнено у всех. Невольно в мыслях появилась фраза: «Ведь могут, когда хотят!»…Далее работаем по плану, знакомимся с текстами некоторых знаменитых тургеневских стихотворений, подводим итог урока, уточняем домашнее задание, которое предполагает письменную работу – доказательство на личном жизненном опыте тезиса стихотворения «Русский язык» Ивана Сергеевича. Звонок. Ура…

…Уроки закончились, в школе тишина, которая прерывается трелью телефонных звонков да стуком компьютерных клавишей. Вокруг царит глубоко рабочая обстановка.

Вдруг в коридоре раздается голос Димки (громкого, прямолинейного, не обремененного нормами и культурой поведения, речи, а вообще доброго малого) из того самого 7 класса.

- А где Евгения Владимировна? Она мне срочно нужна. У меня случилось открытие вселенского масштаба! Я..наверно учиться начну…хорошо …по русскому…

- Дима, что? – с испугом спрашиваю я. – Что произошло?

- Я понял, о чем стих этого…как его…Тургенева. Он говорил, что во дни сомнений тягостных…неудач…и всего такого только язык наша поддержка? Так?

- Так, - отвечаю я, попутно заметив на розовом лице парня свежий синяк, который наполнил весь облик суровостью, решительностью, серьёзностью. – Да что у тебя случилось, а?

- Видите синяк? Так вот, сегодня после уроков поспорили мы со Славкой, что до завтрашнего дня ни разу не оскорбим друг друга, а кто это сделает получит в глаз. Как вы думаете, кто проспорил (ответ был очевиден)? И так мне сегодня было тягостно, что я понял вашего Тургенева: вот не сказал бы сгоряча плохого, произнёс бы другое слово – язык был бы мне опорой. А так только беда одна. Так значит нужно всегда следить за тем, что говоришь, кому, как, для того, чтобы у тебя вместо проблем с людьми были хорошие отношения. Может, действительно, то, ЧТО я говорю, КАК я говорю, рисует картину обо мне, моей семье, друзьях, знакомых, народе, к которому я отношусь. Может, страна наша прошла столько плохого и выстояла благодаря мощи великого народа и в деле, и в слове. Если так, то с сегодняшней минуты я слежу за тем, что говорю. Вот и всё. Ну, я пошёл.

Я смотрела вслед мальчику, который шел такой стремительной, важной походкой, которая появляется у человека, гордого за свои успехи, довольного собой, и думала о том, ЧТО понял этот Димка из основательных слов «стиха» про русский язык мудрого Тургенева. ЧТО? ЧТО?

Да, неважно ЧТО, важно, что небольшой человек начал понимать, что все вокруг связано с умением говорить. Речь − это наше, Димкино, мое, ваше, Тургенева сокровище, которым нужно делиться с щедростью, нести его с гордостью, понимать его ценность и в то же время доступность для каждого. Пусть сокровище каждого из нас блестит, с каждым днём набирая силу и глубину цвета…

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER