Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Профессиональные пробы студентов ТГПУ: часть четвертая

Реализация педагогических практик студентов Томского государственного педагогического университета ежегодно расширяет границы сотрудничества вуза с образовательными организациями, а также учреждениями отдыха и оздоровления детей. Не только лагеря Томской области приглашают на летнюю отработку педагогических навыков обучающихся ТГПУ, но и центры России: будущие учителя обеспечивают работу с детьми в ДОЛ «Огонёк», центре «Солнечный», ДОЛ «Рубин», «Зеленый мыс», «Берёзка», «Восход» и других в регионе, а также в детском оздоровительно-образовательном лагере «Орбита» (Красноярский край), Международном детском центре «Артек» (Крым), санатории «Вита» (Анапа) и других.

В расположенный на побережье Черного моря в городе Анапа санаторий «Вита» в этом году отправились студены и выпускники ИИЯМС, ФПСО, ИД – опытные вожатые, которые являются участниками отрядного движения ТГПУ. Впервые попробовал себя в работе с детьми со всей России Илья Анфиловьев, студент факультета психологии и специального образования, который неоднократно практиковался на базе лагерей Томской области.

Работать предстояло с детьми в возрасте 13-14 лет. За период практики молодой человек разработал и провел множество мероприятий, сценарии к которым придумывал сам: концерт открытия смены; общелагерное дело «Новые имена», где каждый ребенок мог продемонстрировать свои таланты, и множество других внутриотрядных событий. Кроме того, вожатый вместе с воспитанниками посещал мастер-классы, например, по росписи кепок, на котором участники смогли создать себе головные уборы с уникальными дизайнами.

В работе с детьми Илье помогли не только знания, полученные в рамках дисциплин университета, но и собственный вожатский опыт. Однако трудностей было не избежать. На смене в лагере, как известно, настроение задают отношения между вожатыми, курирующими отряд, но иногда именно в контакте с напарником возникают сложности. Пусть Илье и его коллеге не всегда удавалось прийти к общему решению, смену ребята, как отмечает студент, закончили на позитивной ноте благодаря стремлению обоих к взаимопониманию.

Будущему педагогу удалось не только преодолеть трудности коммуникации внутри команды, но и прокачать важные компетенции:

«Благодаря работе на смене я стал лучше чувствовать субординацию, смог выстроить отношение детей к себе таким образом, чтобы быть с ними в «тусовке», но при этом не терять свой вожатский авторитет. Поймать эту золотую середину далеко не каждому педагогу удается», – отмечает Илья.

А вот студентка ИИЯМС Анастасия Ли осталась в Томске и поехала в Детский оздоровительный лагерь «Восход». На выбор учреждения повлияли советы однокурсников. И несмотря на некоторое волнение, Анастасия не пожалела, что отправилась именно в этот лагерь, ведь у девушки была возможность находиться с детьми постоянно, чего нет в пришкольных лагерях.

За время смены вожатый должен был разработать и провести ряд мастер-классов. Анастасия выбрала прикладные МК по модульному оригами и подвижные – по пионерболу. Каждая смена в лагере проводится в определенной тематике. Вместе со студенткой ИИЯМС дети погрузились в мир волшебных сказок: все любимые герои поменялись местами, поэтому ребятам в течение смены необходимо было вернуть их в родные волшебные просторы, выполняя различные задания. В день «Русалочки», например, отряды должны были показать злодейке Урсуле свои таланты, чтобы вернуть голос героини, а в день «Золушки» – собрать принцессу на бал: дети придумывали костюм для нее из подручных материалов, а затем проводили показ мод, демонстрируя свои дизайнерские шедевры.

Одной из главных задач для каждого практиканта было проведение различных игр с детьми по профилю обучения. Анастасия разработала мероприятия по английским и французским сказкам на языках оригиналов под названием «Fairy tales». Это напоминало интеллектуальную игру с использованием веб-площадки Kahoot – обучающей платформы для проведения различных викторин.

Девушке удалось прокачать свои профессиональные качества, которые помогут в будущей профессии педагога: навыки работы с временным детским коллективом, способность оперативно реагировать на любые ситуации, создавать необычные и интересные мероприятия для детей различных возрастных групп. Однако за время работы в лагере студентка проработала и личностные компетенции – стрессоустойчивость и мобильность:

«Мой отряд был самым младшим, его участники первый раз уехали далеко от дома и остались одни, поэтому к ним был особый подход. На время смены мы должны были заменить им и маму, и папу, при этом оставаться первоклассными психологами, педагогами и воспитателями».

Подготовиться к любым внештатным ситуациям студентке помогли учебные дисциплины: педагогика, основы вожатской деятельности и психология. Как отмечает девушка, знания действительно были полезными, а методики идеально применимы на практике.

Для одних учебные практики уже позади, другим еще только предстоит этот важный этап, однако в практической работе каждого студента с детьми незаменимую роль играет собственный опыт, таланты и творческие способности, а также уверенность во владении теорией, которую ребята приобретали в стенах Томского Педагогического.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER