Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • В Санкт-Петербургском журнале «Родная Ладога» вышла статья профессора ИФФ ТГПУ, посвященная творчеству Ф.М. Достоевского

В Санкт-Петербургском журнале «Родная Ладога» вышла статья профессора ИФФ ТГПУ, посвященная творчеству Ф.М. Достоевского

В новом выпуске литературно-художественного и культурно-просветительского журнала «Родная Ладога» (г. Санкт-Петербург) вышла статья доктора филологических наук, директора Международного центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ, профессора ИФФ Анастасии Николаевны Кошечко «Сердце как духовно-нравственный феномен в аксиологической системе Ф.М. Достоевского».

2021 год является годом юбилеев, связанных с именем русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского: 200 лет со дня рождения (11 ноября 1821 год) и 140 лет со дня смерти (29 января 1881 год). Эти поводы привлекают исследователей к ещё более активному изучению жизни и творчества автора. Предложение о серии публикаций, посвященных Достоевскому, от редакции авторитетного журнала, имеющего широкое распространение, неслучайно получила профессор ТГПУ:

«Интерес к творчеству Достоевского, к аксиологическому, ценностному подходу, к исследованиям в контексте православного мировидения, православной антропологии – то, что определяет парадигму журнала. И интерес ко мне как к специалисту в данном случае определяется тем, что я занимаюсь именно этой спецификой – изучением ценностных аспектов творчества писателя», – делится А.Н. Кошечко.

В статье автор говорит о творчестве писателя, которое невозможно понять вне контекста его аксиологии. Как отмечает Анастасия Николаевна, ценностные доминанты русской культуры и русского Православия определяют мировоззренческую позицию Достоевского и воплощаются в его художественном методе, получившем авторское определение «фантастический реализм», проблематике и поэтике его произведений, особом характере художественного и публицистического слова.

Представления Достоевского о человеке реализуются в особой аксиологической роли сердца (2658 словоупотреблений в общем корпусе текстов), которое понимается писателем как средоточие личности, духовный и нравственный феномен, высшая форма развития сознания.

Культурно-поэтическая традиция, формирующая художественное «сердцеведение» Достоевского, его своеобразную поэтическую «кардиологию», входит в творческое сознание писателя в двух вариантах: фольклорно-мифологическом и православно-христианском, каждый из которых задает особый смысловой потенциал реализации этого феномена в тексте через соотнесение с бытовым и бытийным, профанным и сакральным уровнями существования человека.

Сердце как духовно-нравственный феномен в аксиологической системе Достоевского обладает целым спектром значений:

  • орган мысли и средоточия мудрости;
  • инструмент познания тех сторон бытия, которые неподвластны разуму;
  • орган воли, решимости и решительности;
  • центр нравственной жизни человека, по своей функции совпадающий с совестью или являющийся ее «хранилищем»;
  • ядро личности, средоточие всех форм существования человека (сознательной и бессознательной, умственной и эмоциональной, нравственной и волевой и т.д.);
  • поле искушения, борьбы доброго и злого начал в человеке.

Многоуровневая полярность личности, постоянно разрываемая в мире Достоевского между полюсами добра и зла, pro et contra, верой и неверием, умом и сердцем, является отражением аксиологической системы писателя, в которой сердце как духовно-нравственный феномен дополняет высший понятийный ряд Истины (Бог, народ, семья, человек), позволяет преодолевать абсурд существования через видение истинного и ложного векторов.

Кроме труда профессора ТГПУ, в журнале – множество статей, посвященных жизни и творчеству Ф.М. Достоевского, ознакомиться с которыми можно в электронной версии номера.

Читать журнал

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER