Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • II Всероссийская научно-практическая конференция «Наставничество для профессионалов будущего»

II Всероссийская научно-практическая конференция «Наставничество для профессионалов будущего»

19 августа в рамках форума «Август.PRO» состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Наставничество для профессионалов будущего». Работа велась в рамках нескольких секций, две из которых модерировали эксперты ТГПУ.

Секция «Наставничество: профессия или компетенция?» прошла под руководством Смышляевой Ларисы Германовны, профессора кафедры социальной педагогики факультета психологии и специального образования ТГПУ. Модератором обсуждения на тему «Наставничество как институция» выступила Суханова Елена Анатольевна, советник при ректоре ТГПУ.

«Когда мы говорим о наставничестве в контексте либо профессии, либо компетенции, мы в некотором смысле говорим о формальном и неформальном образовании», – обратилась к участникам Лариса Германовна, открывая работу.

На секции очно и в онлайн-формате выступили 10 спикеров – представители органов власти, работодатели, кураторы учебных и производственных практик руководители ПОО, ВО и их заместители, которые обсудили роль наставничества и тьюторских компетенций в современном образовательном процессе.

Первой доклад представила Поздеева Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования ИД ТГПУ. Спикер уверена, что наставничество – помогающая практика, ведь в рамках нее один человек, более опытный и зрелый, помогает другому становиться в профессии, развиваться личностно:

«На мой взгляд, к сожалению, сейчас происходит размывание понятия наставничества. Я обратила внимание, что люди подменяют наставнический опыт педагогическим. Получается, что понятия педагогической и наставнической практики начинают активно сливаться».

Наставник в контексте педагогики совместной деятельности, по мнению Светланы Ивановны, вовлекает подопечного в профессиональную деятельность: инновационную, исследовательскую, проектную, социальную и т.д.

В завершение доклада эксперт сделала вывод о том, что наставничество – это компетенция, при этом, если речь идет о профессии учителя, то тогда это компетенция hard skills, так как она будет соорганизована с другими профессиональными компетенциями; если же мы говорим о других профессиях, по типу медика, инженера, менеджера, то наставничество попадет в число soft skills.

Долгова Людмила Михайловна, эксперт информационно-аналитического управления ТГПУ, директор школы «Эврика-развитие», представила доклад на тему «Наставничество как тьюторская компетенция»:

«Наставничество как передача профессиональных умений существовала как минимум со Средневековья. В нашей реальности проходит важный процесс индивидуализации образования, который стал ведущим. В этом смысле появилась задача индивидуальных задач и траекторий».

Наставник с тьюторской компетенцией должен сопровождать освоение учеником норм профессиональной деятельности. Сейчас современное педагогическое сообщество переживает проблему смены сути наставничества.

Об опыте взаимодействия компаний «Лама» и профессиональных образовательных организаций в своем выступлении коллегам рассказала Анжелика Владимировна Жураковская, директор по персоналу ГК «Лама»: компания осуществляет практики наставничества со студентами СПО.

Пояркова Ольга Николаевна, заместитель директора по учебно-методической, научной работе ОГБПОУ «ТЭПК» поделилась практикой реализации программ наставничества по модели «педагог-педагог» в Томском экономико-промышленном колледже. Возрождение института наставничества в образовательном учреждении было связано с острой потребностью в привлечении молодых кадров.

ТЭПК реализует две программы наставничества: программа профессиональной адаптации и программы профессионального развития.

«На наш взгляд, развитие института наставничества в колледже стало возможно, ведь был найден баланс интересов всех сторон: и самого тьютора, и молодого педагога, и образовательной организации», – говорит Ольга Николаевна.

Онлайн к конференции подключился Уймин Антон Григорьевич, зав. кафедрой информационных технологий Московского индустриального колледжа. Спикер представил участникам секции инструменты наставничества в практическом обучении. Учебный план по программе наставничества по компетенции «Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности» включал в себя несколько образовательных модулей, завершающей точкой которых стала итоговая аттестация.

Эксперты выразили единое мнение о том, что наставничество – все же компетенция, ценный механизм становления личности наставляемого. Формы реализации этой позиции человека могут быть разными в зависимости от контекста явления наставничества.

Модератором обсуждения на тему «Наставничество как институция» выступила Суханова Елена Анатольевна, советник при ректоре ТГПУ.

На секции спикеры задали иной вектор обсуждения: ставился вопрос о возможности наставничества стать институтом и о шагах, которые стоит сделать в эту сторону. Участники также пришли к интересным результатам по итогам своей работы.

«Институты бывают разными: религия, политика, экономика, семья и брак, образование. Институт – компонент социальных и иных отношений, который интегрирует, координирует и регламентирует разные индивидуальные и общественные активности. Нам нужно понять предмет деятельности института наставничества, чтобы отличать его на фоне других», – уверена Лариса Германовна.

Мария Олеговна Абрамова, руководитель Центра социологии образования ТГУ, в своем докладе уделила внимание проблемным и перспективным полям складывания института наставничества в Томской области.

Эксперт считает, что наставничество – социальный институт, так как он содержит определённый комплекс правил, норм, установок. Но вопрос стоит в определении формальности или неформальности института.

Тьюторская работа сталкивается с рядом проблемных точек, одной из которых спикер назвала осознанность работодателя: не являются очевидными выгоды от наставничества, что влечет за собой невысокую заинтересованность и неготовность брать студентов на практику.

Мясникова Надежда Андреевна, главный фельдшер станции скорой медицинской помощи города Томска, представила опыт практики наставничества на ССМП. Наставник сопровождает ряд важных процессов: адаптацию, управление эффективностью деятельности и обучение.

Преподаватель Томского механико-технологического техникума Суслов Андрей Александрович осветил в своем докладе тему игропрактики как формы взаимодействия студента, педагога и работодателя. Суть идеи состоит в том, чтобы внедрить элементы игровых технологий в образовательный процесс с целью освоения актуальных практико-ориентированных знаний.

Завершая обсуждение, спикеры проанализировали предоставленные точки зрения, которые демонстрировали различные аспекты рассмотрения вопроса.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER