Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Роль педагогических университетов в гражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи: ТГПУ на международном форуме «Армия – 2021»

Роль педагогических университетов в гражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи: ТГПУ на международном форуме «Армия – 2021»

25 августа в рамках мероприятия Международного военно-технического форума «Армия – 2021» (22-28 августа) состоялась конференция «Психологическая оборона. Информационное противоборство в условиях ментальной войны». Томский Педагогический представил ректор ТГПУ Макаренко Андрей Николаевич.

Организатором Форума выступает Министерство обороны РФ. Сегодня это одно из самых значительных мероприятий, в программе которого – крупнейшая мировая выставка вооружения, военной и специальной техники, а также обширная программа деловых встреч. Открыл Международный военно-технический форум «Армия – 2021» президент Российской Федерации В.В. Путин:

«Ведущие российские специалисты и наши зарубежные коллеги из почти 100 стран мира могут познакомиться с новинками оборонной промышленности, обсудить перспективы углубления военно-технических связей, а также вопросы сотрудничества в области обороны государств и обеспечения их национальных интересов».

На Форуме обсуждаются актуальные вопросы развития вооруженных сил Российской Федерации, оборонно-промышленного комплекса России и международного военно-технического сотрудничества. Одной из площадок для диалога стала конференция «Психологическая оборона. Информационное противоборство в условиях ментальной войны», проведенная с целью внесение вклада в практическую реализацию положений стратегии «Национальной безопасности РФ», принятой Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года.

Участие в конференции приняли Высший командный состав Министерства обороны РФ, представители федеральных органов исполнительной и законодательной власти, промышленности, науки, образования, бизнеса, а также экспертного сообщества и СМИ. Эксперты вынесли на обсуждение ряд важных вопросов: реализация стратегии обеспечения безопасности государства в условиях информационно-гибридного противоборства; устойчивость социально-политической инфраструктуры; идеологические, психоэмоциональные и методологические основы подготовки военных и гражданских специалистов; проблемы сохранения культурно-исторических основ российского общества и подготовки кадров для направления «Психологическая оборона» и другие. Одной из важных тем стало обсуждение проблемы воспитания современных детей и молодежи в ситуации усиления ментальных войн и «размытости» представлений в обществе о гражданской идентичности и ценностном статусе чувства патриотизма.

Ректор ТГПУ А.Н. Макаренко представил на конференции доклад «Гражданско-патриотическое воспитание как ценностный приоритет молодежной политики педагогических университетов (на примере Томского государственного педагогического университета)». В начале своего выступления докладчик обозначил причины ослабления в современном подрастающем поколении гражданской идентичности, что особенно характерно для поколений Y и Z, которых называют «цифровыми аборигенами», кочевниками и детьми, рожденными со смартфоном в руках.

Опираясь на последние данные социологических исследований, проведенных ВЦИОМ, Левада-центр, ВШЭ, Андрей Николаевич акцентировал внимание на приоритете в сознании молодого поколения декларативного патриотизма, характерной чертой которого, с одной стороны, является риторическая констатация признания в любви к своей Родине, а с другой стороны, слабое знание ее истории, неготовность совершать реальные поступки для ее блага и нести ответственность за то, что происходит в своем регионе и стране в целом. В результате доминирующим качеством подростков и молодежи становится атолерантное отношение к происходящему в стране, а оптимальной формой – уход в виртуальную реальность, своеобразную форму социального аутизма. Неукрепленное сознание молодого человека чувством гражданской принадлежности к своей стране оборачивается тем, что такая личность становится объектом манипулирования со стороны различных политиков и идеологов и в итоге воспринимает негативно как прошлое, так и будущее своей страны.

В формировании осознанного и личностного подхода у подростка и молодежи к современной политической и общественной жизни особая миссия – у педагогических университетов, для которых воспитательная работа – одна из ключевых. Неслучайно, при обсуждении концепции Педагогического технопарка, который будет открыт в корпусе на пр. Комсомольском, 75 в декабре 2021 года, третий этаж здания полностью отдан под воспитательную работу. В реализации воспитательной работы в рамках Технопарка будут задействованы студенты Томского Педагогического и школьники Томска и Томской области.

Сегодня Томский Педагогический является участником и инициатором проектов гражданско-патриотической направленности. Так, студенты университета принимают участие в таких национальных проектах, как: «Волонтеры Победы» (более 200 000 волонтёров из 85 регионов), «Без срока давности» (2020 г., архивная, поисковая и просветительская деятельность, связанная с Великой Отечественной войной, в 22 регионах России), Волонтеры просвещения (2020 г., участвует 21 педагогический вуз). ТГПУ – инициатор региональных проектов: Всероссийская научно-практическая конференция «Профилактика радикализации молодежи в России: возможности цифровых образовательных сред»: на которой была презентована уникальная программа дополнительного образования «На страже безопасности и чести» МАОУ «Спасская СОШ» Томского района, куратор ТГПУ (март 2021 г.), «Инициатива «Космический урок» ( с 2014 г., 14 космических уроков проведено с участием преподавателей и студентов Томского Педагогического).

Перед педагогическим вузом и педагогическим образованием, несмотря на глобальные, национальные и региональные вызовы, особо остро стоит задача поиска и выработки новых и эффективных педагогических подходов в воспитании детей и молодежи.

«Именно перед педагогическими университетами стоит задача поиска современных организационно-технологических форматов и подходов к гражданско-патриотическому воспитанию в практиках педагогического образования. Таковыми являются новые способы мотивирования молодежи к приверженности Отечеству: личный пример национальных лидеров и чемпионов, вдохновляющие (эмоционально-сильные) визуализации – включение ресурсов СМИ; новые образовательные технологии, формирующие и развивающую гражданскую позицию педагога: гибридный формат, актуализация воспитывающего потенциала цифровых образовательных сред; формирование компетенций «включения» воспитательно-социализирующего ресурса семьи (межпоколенческие синергии) и формирование новых педагогических компетенций родителей; тотальная актуализация гражданско-патриотического воспитания в практиках наставничества; освоение новых, индивидуализированных способов социализации школьников, в том числе средствами классного руководства; новые способы педагогических измерений (в режиме мониторирования) при оценке эффективности практик гражданско-патриотического воспитания».

В стенах педагогических университетов созидаются будущие учителя. Обладая глубокими знаниями по педагогике и психологии личности, именно они в своей дальнейшей профессиональной деятельности станут наставниками для детей и школьников, способными через организацию мероприятий гражданско-патриотической направленности воспитать в своих учениках патриотов, которые гордятся своей страной и готовы действовать на благо настоящего и будущего своей Родины.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER