Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Что год грядущий нам готовит? Разговор с ректором Томского Педагогического

В преддверии нового учебного года, когда строишь планы, важно понять, как был прожит прошлый, который, как и предваряющий его 2019, был непростым. Взять хотя бы смешанное обучение. В рамках проекта «Что год грядущий нам готовит?», запущенного в День знаний, мы решили поговорить с ректором университета Андреем Николаевичем Макаренко, а также деканами факультетов и директорами институтов об итогах прошлого учебного года и ожиданиях, связанных с наступлением нового. Для беседы выбрали формат нарративного интервью, когда собеседник высказывает свое мнение, не чувствуя давления наводящих вопросов с внешней стороны. Получился живой диалог, который мы условно разбили на четыре части. В первой – беседа с ректором, в трех остальных – с деканами и директорами.

Часть первая: разговор с ректором Томского Педагогического.

Вопрос: Андрей Николаевич, прошедший год был урожайным на всевозможные перестройки, изменения, внедрение нового в ТГПУ. Чем были обусловлены решения на тектонические сдвиги в университете? И каковы планы на будущий год? 

А.Н. Макаренко: Стартовым основанием, задавшим вектор развития и перезагрузки вуза в 2020-2021 гг., стало четкое осознание необходимости обретения своей идентичности как педагогического университета: кто мы, чем отличаемся от других педагогических вузов, каковы наши позиции в регионе, в масштабах страны и даже мира? Если назвать мероприятия, которые активно продвинули коллектив в определении нашей идентичности, то это: августовская встреча (13 августа 2020 года), когда вузы Томска для вхождения в программу «Приоритет-2030» представляли резидентам Сколково и нашему губернатору свою миссию и ключевые направления деятельности. Затем – стратсессии в сентябре-октябре «Новое позиционирование ТГПУ» с приглашением экспертов из ТГУ.

Желание меняться сталкивалось с пониманием того, что в вузе не хватает кадров, что не все коллеги способны поверить в реальность перестройки в родном вузе, и даже проявлением прямого нежелания некоторых меняться. Тем не менее, мою команду это не остановило, и мы в 2019 году начали работать над проектом стратегии и программы развития университета, затем была организована серьезная структурная и содержательная перестройка факультетов и институтов. В итоге созданы и утверждены в сентябре 2020 года новые структуры, одни из которых возникли в результате пересборки, другие – как новые и принципиально важные: ИРПО, ИД, ИИЯМС. Подчеркну, что это был не «косметический ремонт», а серьезная работа по созданию актуальных для вуза структур, каждая из которых сегодня уже имеет реальные позитивные результаты своей деятельности. Так, например, Парком инновационных образовательных практик ИРПО заключены рамочные договоры с семью образовательными организациями, получившими статус «Экспериментальная площадка Парка ИОП». Заключён договор о сотрудничестве с Самарским государственным институтом культуры и проведён совместный круглый стол «Педагогика в сфере культуры и искусства». Лабораторией киберсоциализации и цифровой дидактики Парка совместно с нашими студентами создан за этот год 21 видеокурс по современным цифровым технологиям, в период пандемии проведено 250 онлайн-занятий для школьников, ее сотрудники тесно взаимодействовали с центрами «Точка роста» по использованию высокотехнологичного оборудования, выделено 12 тем научно-исследовательских работ студентов по цифровой дидактике. Также ИРПО получил в 2021 году госзадание от Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения РФ – организация и проведение общероссийского конкурса студенческих образовательных инициатив «Идеи для Новой школы». И это далеко не все.

Важной вехой движения вуза в направлении дальнейших изменений стало принятие в феврале 2021 года Стратегии развития ТГПУ – 2030 (февраль 2021 г.) и Комплексной программы развития ТГПУ 2021-2025 гг., а также Коллективного договора на 2021-2024 гг. в мае 2021 года. Параллельно с этим деятельность университета уже шла по новым линиям. Мы стали открытыми к диалогу с новыми партнерами, появился опыт участия и проведения масштабных форумов и конференций с привлечением внешних партнеров. Например, широкий общественный резонанс получила II Всероссийская научно-практическая конференция «Профилактика радикализации молодежи в России: возможности цифровых образовательных сред» (12 марта 2021 г.), которая была проведена нашим университетом совместно с МАОУ «Спасская СОШ» Томского района (в рамках соглашения о сотрудничестве от 02 марта 2020 г.). В конференции участвовали специалисты из Томска, Казани, Москвы. 19-24 апреля 2021 г. в Томском государственном педагогическом университете состоялся Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения», организаторами которого выступили наш университет, Московский педагогический государственный университет, Ассоциация развития педагогических университетов и институтов. В итоге – более 1 000 участников из 24 регионов Российской Федерации и трех стран. В качестве значимых событий: Международный научно-практический форум «Уроки Нюрнберга» (21 ноября 2020 г.), в рамках которого в ТГПУ прошел круглый стол «Тыл как пространство памяти» (12 ноября 2020 г.) на тему геноцида нацистов по отношению к советскому народу. А в феврале 2021 года ТГПУ совместно с Волгоградским государственным социально-педагогическим университетом провели тематический круглый стол: «Сталинград – компас Победы».

Более тесным и прочным становится наше взаимодействие с томскими университетами, где каждый университет – самостоятельная, сложившаяся экосистема, одновременно открытая к партнерству. Создана совместная с СибГМУ программа «Трансформация модели медицинского и фармацевтического образования на основе инновационных педагогических подходов», которая получила статус федеральной инновационной площадки. Реализован совместно с ТГУ первый год программы магистратуры «Управление в сфере образования». Взаимодействие с классическим университетом с 2021 года строится и в рамках федерального проекта «Содействие занятости» (национального проекта «Демография»), результат – разработка и запуск программы повышения квалификации «Оказание уходовых услуг пожилым людям и лицам, нуждающимся в посторонней помощи». Мы активно сотрудничаем с ТОИПКРО, Департаментом общего образования, Департаментом профессионального образования, образовательными организациями Томска и Томской области. Очень продуктивно взаимодействие и с Губернаторским Светленским лицеем, который стал экспериментальной площадкой Парка инновационных образовательных практик: в эту инновационную школу пришло много наших выпускников, разделяющих ценности эмоционального образования, автором которого является директор А.Г. Сайбединов, кстати, выпускник педагогического института.

Есть хорошие результаты и в плане молодежной политики: наши студенты приняли участие в конкурсе «Учитель будущего. Студенты»: из 10 000 участников семь наших студентов прошли в финал, а трое из них стали победителями. 

Одно из ключевых событий прошедшего учебного года – запуск педагогического технопарка в нашем университете. 7 июня в Москве состоялась встреча министра просвещения РФ Сергея Кравцова с ректорами педагогических вузов, на которой обсуждалось создание технопарков универсальных педагогических компетенций. Мы представили свой проект и получили финансирование в размере 150 миллионов рублей на его реализацию. Технопарк будет располагаться в отремонтированном корпусе на пр. Комсомольском, 75, укомплектован современным оборудованием, включая AR/VR. Реализация проекта педагогического технопарка в Томском Педагогическом и станет одной из главных целей «грядущего года».

Вопрос: Под каким девизом будет жить Томский Педагогический в новом учебном году?

А.Н. Макаренко: Открытость, партнерство и развитие.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER