Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Настоящее и будущее базовой школы: взгляд экспертов педвузов страны

При поддержке Министерства просвещения России прошел Открытый педагогический совет базовых школ педагогических вузов «Базовая школа: настоящее и будущее». К участию в обсуждении современного контекста и перспектив базовых школ подключилась Наталия Альбертовна Семёнова, директор Института развития педагогического образования ТГПУ.

В формате онлайн-встречи представители педвузов России вели диалог в рамках четырех тем: «Сотрудничество педагогических вузов с базовыми школами: форматы взаимодействия», «Базовая школа как инновационная площадка или как площадка для педагогической практики?», «Базовая школа как территория науки», «Ранняя профориентация школьников на педагогическую профессию: решения базовых школ», «Нормативно-правовое обеспечение деятельности базовых школ». В рамках третьего трека Наталия Альбертовна представила доклад «Научные коллаборации: вуз и школа», в котором осветила процесс совместной деятельности в научном ключе организаций общего и высшего профессионального образования для достижения общих целей и взаимного обмена знаниями, мнениями и опытом.

В ходе выступления эксперт ТГПУ поделилась с коллегами опытом научного сотрудничества Томского педагогического университета и школ, рассказала о научной работе сегодня и о том, какие перспективы видятся в будущем.

«Взаимодействие ТГПУ и школ, которые принято называть базовыми, имеет длинную историю: уже в девяностые наш вуз имел различные научные проекты, объединяющие педагогов школ и университета. Например, тема, которая актуальна и переосмысливается в новой истории, – базовые школы с педагогическими классами. Более 20 лет назад этой проблемой занималась Ревякина Валентина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор ТГПУ (ИРПО), и посвятила большое количество времени совместной научной работе по изучению эффективности таких классов в профильном самоопределении школьников, – рассказала Н.А. Семёнова. – В этот же период 49 школа Томска стала научной базой для реализации целого ряда проектов, направленных на включение концепции совместной деятельности в образовательный процесс. У истоков проекта стояла Галина Николаевна Прозументова, профессор классического университета Томска, а профессора ТГПУ Поздеева Светлана Ивановна (ИРПО) и Румбешта Елена Анатольевна (ФМФ) включились в научно-исследовательскую работу на базе школы и продолжают эту деятельность по настоящее время».

Отдельное внимание Наталия Альбертовна уделила созданному в ТГПУ Институту развития педагогического образования, который объединяет три значимые для развития научных коллабораций вуза и школ структуры: кафедра педагогики и психологии образования, Парк инновационных образовательных практик и структура, связанная с сопровождением научно-исследовательской работы аспирантов по педагогическим направлениям.

«Примером удачной научной коллаборации вуза и школы может служить взаимодействие с Губернаторским Светленским лицеем Томска. Школа реализует концепцию эмоционального образования, автором которой является директор лицея Сайбединов Александр Геннадьевич. В ТГПУ он руководит Лабораторией эмоционального образования, педагоги школы являются сотрудниками Лаборатории, а студенты имеют возможность писать научные, выпускные квалификационные работы на материале школы».

В перспективе сотрудников Томского педагогического университета – сохранить многолетние научные связи, а через деятельность Парка инновационных образовательных практик, разрабатывающего новые механизмы взаимодействия, расширить сеть базовых школ.  

В процессе общения эксперты педвузов также обсудили роль базовой школы в практикоориентированной подготовке студентов-педагогов, реализацию федеральных инновационных площадок в образовательной деятельности базовых школ, психологические исследования как инструмент управления инновационной деятельностью в общем образовании, нормативное обеспечение деятельности базовых школ (механизмы межведомственного взаимодействия) и другие. Итоги встречи подвел представитель Минпросвещения РФ Балахонов Андрей Петрович:

«Необходимо создать банк знаний передового опыта работы с психолого-педагогическими классами. Базовые школы должны передавать накопленный опыт другим школам. Университеты также имеют колоссальный опыт и могут оказывать школам помощь в дистанционном обучении, методике преподавания».

Завершая проведение совета, А.П. Балахонов акцентировал, что работа как школ, так и педагогических университетов должна быть направлена в первую очередь на ребенка, чтобы привести как к повышению качества подготовки школьника, так и будущего учителя.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER