Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Игровой домашний досуг: как разнообразить семейное пребывание дома

В Томском Педагогическом начались мероприятия Всероссийской недели родительской компетентности. Первой стала встреча специалистов Центра поддержки семьи ТГПУ Файзуллаевой Елены Дмитриевны и Фицнер Татьяны Дмитриевны на тему «Мягкие игры для всех. Игровой домашний досуг».

К дистанционным встречам – мастер-классам, практикумам и педагогическим гостиным – эксперты рекомендуют подключаться родителям или законным представителям, гражданам, планирующим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, а также опытным и будущим педагогам.

Открыла марафон педагогическая гостиная «Мягкие игры для всех. Игровой домашний досуг». Спикеры – кандидат психологических наук, доцент Института детства и артпедагогики ТГПУ Файзуллаева Елена Дмитриевна и магистр педагогики, разработчик игровых сенсорно-тактильных пособий «Мягкая среда» Фицнер Татьяна Дмитриевна – представили технологию «Мягкая среда», рассказали об основных ее элементах и возможностях использования.

«В идею «мягкого подхода» мы относим желание быть с ребенком дружелюбным, быть его товарищем по игре, коммуницировать с ним, приносить ребенку пользу от этой коммуникации, ведь самый важный базовый навык – доверие к миру», – обратилась к участникам Елена Дмитриевна.

Эксперты озвучили несколько основных аспектов использования мягкого материала. Первый – сенсорный. Сенсорика – первая ступень умственного развития ребенка. При использовании тканевых материалов дети приобретают сенсорный опыт. При встрече ребенка с миром родителю важно исключить его страх и негативные эмоции. Благодаря использованию мягких материалов (текстильных и других) в процессе моделирования знакомых для малыша образов, ребенку предоставляется возможность осознания, что он способен влиять на мир.

Следующий аспект, который выделили спикеры, – терапевтический. Игра с мягкими материалами (например, с лоскутками ткани) поможет ребенку переключиться на совместную деятельность со взрослыми, а с помощью текстильных мягких мячиков родитель может играть с ребенком в подвижные игры, развивающие как мелкую, так и крупную моторику. Тканевые полотна способствуют развитию социальных и коммуникативных навыков детей: выполняя одновременно одинаковые движения, они «настраиваются» друг на друга и развивают чувствительность друг к другу. С помощью ткани легко создаются игровые ситуации и персонажи – так реализуется игровой аспект «Мягкой среды».

Творческий аспект предполагает организацию помощи ребенку в процессе созидания мира. В творчестве важно не выполнять по образцу, а создавать свое, необычное и нестандартное. Например, украсить любимое место тем, что сделал сам, – рисунками, поделками.

Затем эксперты представили слушателям разные игровые инструменты, которые помогут организовать досуг детей. Например, «мнушки» – мягкие текстильные игрушки, не создающие резких громких звуков во время игры. Они могут быть в форме мячиков, которые можно использовать для развития мелкой моторики ребенка, применяя во время чтения детских потешек. Это также учит чувствовать ритм и запоминать простые сочетания слов для развития коммуникативных навыков:

«Играя в такие разноцветные мячики с членами семьи, ребенок снимает напряжение и как бы сдвигает границу между собой и семьей. В этот момент его родные становятся такими же игроками. Ребенку очень важно проигрывать разные позиции», – говорит Татьяна Дмитриевна.

В домашней театрализации на помощь родителям придут цветные мягкие рукавицы. Они могут быть в виде образов, знакомых детям и реализующих особые действия, например, уборку игрушек за собой. Мягкие прописи актуализируют творческий аспект – с помощью шнурков дети могут создавать свои картины, открытки родным, визуализировать любимую сказку. Такие прописи позволяют легко отрабатывать алфавит и цифры, ведь даже если ребенок ошибется, он не увидит неприятных помарок на листе.

Специалисты ТГПУ уверены, что самое важное в воспитании детей – желание быть рядом, проводить с ними время, радоваться их успехам. Ребенок должен чувствовать, что родители – это его друзья и товарищи, которые помогают ему узнавать этот мир.

Запись первой трансляции размещена в группе ТГПУ в социальной сети Facebook. Вторая встреча Всероссийской недели родительской компетентности состоится завтра и будет посвящена игровым методам в процессе подготовки детей к школе.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER