Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Как исправить нежелательное поведение подростка?

На Всероссийской неделе родительской компетентности в ТГПУ сегодня, 17 ноября, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии и специального образования ТГПУ Дергачева Евгения Владимировна провела онлайн-встречу «Как исправить нежелательное поведение подростка».

Подростковый возраст начинается у современных детей уже в 9 лет. Проблематика возникает в этот период по причине процесса созревания детей на психофизиологическом уровне, на эндокринном, то есть гормональном, что сказывается на развитии психики, здоровье ребенка. Обостряется восприятие окружающего мира в связи с переходом на следующий этап развития.

В ходе общения с родителями специалист ТГПУ выделила три формы взаимодействия с ребенком. Первая – ориентация на действия партнера. Необходимо показать ребенку, что его уважают и ценят, его слушают и понимают. Данный вид взаимодействия не только предполагает некоторые инструкции, которым должен следовать ребенок, но и учитывает реальный уровень его возможностей. Нередко родители совершают ряд грубых ошибок, которые могут помешать выстраиванию здоровых отношений с подростком: игнорирование инициативы и индивидуального темпа работы, что приведет к неправильному восприятию требований взрослого со стороны ребенка.

«Мы все ошибаемся. Поэтому, если ребенок ошибся, важно разобрать, в чем была трудность. Необходимо вместе с ребенком разобраться в корне проблемы и попробовать простроить дальнейший план действий, чтобы исправить ситуацию. Так ребенок учится правильно решать проблемы и выходить из подобных ситуаций», – говорит эксперт.

Следующая форма взаимодействия – предъявление требований. Они должны быть максимально точными и полными, понятными подростку. Это вовсе не обязательно инструкции, требования могут быть просьбами и обращениями к ребенку, конкретными ориентирами.

Прямое взаимодействие – третья форма. Здесь важно мягкое побуждение подростка к действию. Специалист советует родителям в данном случае использовать местоимение «мы» для подчеркивания совместной деятельности с подростком, включенности обеих сторон. Так ребенок будет охотнее брать ответственность.

Далее спикер уделила внимание контролю и оценке результатов ребенка. Формальный контроль оценивает лишь правильность конечного результата деятельности. Не подойдут формулировки «возьми, сделай», так как они порождают в детях нерешительность и неуверенность. Родитель может только подсказать и направить:

«Категорически нельзя переходить на личность ребенка при неудовлетворительном результате, поскольку мы оцениваем не подростка, а результат и ситуацию. Используя оскорбления, родители рискуют породить агрессию и тревожность в своих детях».

Особое значение уделяется эмоциональному компоненту взаимодействия. Важно принятие индивидуальности ребенка, его право «быть самим собой». Оно может строиться через невербальные проявления – например, мимику или тактильность. В противном случае в ребенке может появиться некоторая холодность к родителям и злорадство в ответ на их переживания.

Подробнее о том, как родители могут повлиять на исправление нежелательного поведения детей, смотрите в записи встречи в группе ТГПУ в социальной сети Facebook.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER