Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Все мы родом из детства: что такое буллинг и как его распознать

Всем знакомо произведение Железникова «Чучело», написанное в 1981 году, или одноименный фильм с Кристиной Орбакайте, снятый двумя годами позже. Главную героиню жестоко травили сверстники. Сейчас это называется модным словом «буллинг», но суть явления осталась прежней. О том, что такое буллинг, как понять, что ребенка травят в коллективе, и что с этим делать, – в диалоге с экспертом, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры дефектологии ФПСО Дергачевой Евгенией Владимировной.

Каждый вне зависимости от пола, возраста, социального положения сталкивался с таким понятием как «буллинг»: кого-то травили, кто-то видел, как травят другого, а кто-то и сам участвовал со стороны обидчика. Буллинг становится причиной множества проблем: антисоциализация ребенка, суицидальные мысли, низкая самооценка и много других, которые во взрослой жизни могут стать серьезным препятствием на пути к счастью и спокойствию.

Буллинг – это постоянные намеренные негативные действия, направленные на одного и того же ребенка со стороны другого ребенка или группы детей. Он может принимать различные формы, начиная от внешне безобидных (распускание слухов) и заканчивая более серьезными (угрозы, физическое или словесное нападение, исключение ребенка из группы, изоляция).

tspu Дергачева«Дети, склонные к агрессивному поведению, часто эмоционально неуравновешенны и не контролируют свое поведение. Дети же, которые совершают буллинг, делают это с целью унизить, при этом сохраняют здравомыслие и контроль над своими действиями. Ни один подросток не избежал конфликтов с одноклассниками. Это не вредно, если конфликт разрешается взаимоприемлемым образом. Но насмешки и драки превращаются в буллинг, если происходят преднамеренным и повторяющимся образом», – говорит Евгения Владимировна.

Существует также понятие «педагогический буллинг». Ребенок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию: знать о проблеме и не вмешиваться в нее.

Есть несколько основных признаков, которые помогут определить, подвергается ли ребенок травле со стороны учителя: нежелание идти в школу, плохая успеваемость по одному конкретному предмету, заниженная самооценка, отсутствие у школьника желания разговаривать о школе, страх перед школой и учителями. Последствия учительского буллинга не менее страшны и губительны для ребенка: гипертрофированное чувство вины, иногда повышенная агрессивность, в старших классах – даже суицидальные мысли или действия.

«Школьный буллинг – проблема сложная, комплексная и во многом социальная. Для того, чтобы ребенок не стал жертвой травли со стороны педагогов, тщательно выбирайте школу, разговаривайте с учителями, администрацией, школьным психологом. Учителей-агрессоров достаточно легко распознать: они отличаются тоталитарным стилем преподавания и ярко выраженной профессиональной деформацией – выгоранием. Такие педагоги не испытывают удовлетворения от своей работы и любви к ученикам, обычно такое отношение чувствуется сразу. Ежедневно разговаривайте со своим ребенком, интересуйтесь его успехами, переживаниями, жизненными событиями, тогда вы быстро сможете заметить какие-то изменения в его поведении», – советует Евгения Владимировна.

Есть несколько способов решить проблему и уберечь своих детей от учительской травли: разговор с учителем и выяснение причин конфликта и разговор с ребенком, если претензии учителя вполне объективны. В ситуации, когда ребенок подвергается буллингу, родителю важно оставаться участным: снять с ребенка чувство вины и объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле; дать понять, что вы на его стороне; доверительно поговорить о сложившейся ситуации, помочь обрести уверенность в себе и развить умение противостоять нападкам сверстников; провести диалог с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика.

Буллинг, в какой бы форме ни проявлялся, – одно из самых негативных явлений, которое обязательно оставит след на психике. Важно говорить с детьми открыто о том, что их беспокоит, чтобы в ситуации незащищенности родители стали первыми, к кому ребенок обратится за помощью. Главное – быть другом своим детям и объяснить, что насилие в любом его проявлении ненормально.

Обсуждение проблемы буллинга запущено в Инстаграм-аккаунте ТГПУ, узнать больше о том, какие формы принимает буллинг и как от него защититься, можно в интервью Игоря Львовича Шелехова, кандидата психологических наук, доцента ФПСО, которое размещено в группе ТГПУ в социальной сети «ВКонтакте»

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER