Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

90 лет иноязычному образованию ТГПУ: из истории вопроса

10 декабря 2021 года в Томском государственном педагогическом университете отмечается юбилей – 90 лет иноязычному образованию. Именно в этот день в 1931 году в Томский индустриально-педагогический институт (ныне ТГПУ) была принята на работу первая преподаватель иностранного языка, с чего и началась реализация программы иноязычного образования.

Со времен античности знанию иностранных языков в странах Западной Европы придавалось большое значение. В силу отдаленности от центров античной цивилизации влияние их культуры на Руси стало ощутимо после принятия христианства, так как для службы в церквях стали приглашать греческое духовенство. В XVII веке в основу филологического образования в России было уже заложено изучение иностранных языков. В XVIII веке Петр I, создавая школы, активно приглашал в Россию учителей-иностранцев, посылал молодых людей учиться за границу. Древние и западноевропейские языки преподавались в лицеях и гимназиях России до 1917 года.

«В истории развития иноязычного образования в России, как отмечают исследователи этого вопроса, переломным годом стал 1927, когда коллегия Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) РСФСР приняла Постановление об иностранных языках, чтобы ввести изучение иностранных языков во всех городских школах второй ступени, – говорит доцент ИИЯМС Галина Ивановна Уткина. – В 1929 году было принято Постановление об усилении изучения иностранных языков в техникумах и высших учебных заведениях. Этот год стал началом кампании «Иностранный язык в массы». Иностранные языки становятся обязательным предметом во всех образовательных организациях».

В ТГПУ (тогда еще Томском индустриально-педагогическом институте) первое упоминание о начале преподавания иностранного языка относится к 1931 году: 10 декабря на работу приглашена преподаватель немецкого языка В.В. Медлина. В 1931-1932 гг. преподавание немецкого языка велось также ассистентом С.И. Быстроницкой.

Реализация программ иноязычного образования была связана с определенными трудностями: подбор квалифицированных кадров, создание материальной базы. Однако в течение года эти проблемы были успешно решены: создано новое структурное подразделение Института – кафедра иностранных языков, первые сведения о которой относятся к 1 октября 1932 года. Ее заведующим стал юрист по образованию В.А. Копылов, который свободно владел немецким языком, имел опыт организационной работы и преподавания.

В декабре 1932 года произошло укрупнение существующих в институте кафедр. Была создана кафедра языкознания, которую возглавил высококвалифицированный лингвист Г.Т. Чуич. Одной из дисциплин был немецкий язык. В 1933 году структура была переименована в кафедру общего и русского языкознания. На ней работали преподаватели немецкого языка В.А. Копылов, П.В. Соловьева, В.В. Медлина, А.Н. Акулина, З.Е. Пенкина и М.К. Иваницкая, а также преподаватель французского языка Е.Н. Львова.

В 1935 году Наркомпрос РСФСР направил в Томский педагогический институт Объяснительную записку к новым учебным планам, в которой рекомендовал обратить внимание на усиление использования студентами иностранного языка во всех сферах деятельности: пришло понимание роли иностранного языка в профессиональной сфере. Для решения этой задачи приказом директора Института В.А. Жданова в 1935-1936 учебном году на втором-четвертом курсах всех факультетов в качестве основного предмета закреплялся немецкий язык, на первом курсе для математиков – французский язык; для литераторов – немецкий или французский языки по выбору; для химиков, физиков, историков – немецкий язык; для студентов педагогического факультета – английский язык. Студенты могли заниматься иностранными языками по выбору и на факультативных занятиях.

В Институте был создан кабинет иностранных языков, работу которого возглавил В.А. Копылов. Этот факт свидетельствует о том, что иноязычному образованию и методической работе в этом направлении в Институте уделялось большое внимание.

С течением времени страна стала все больше нуждаться в высококвалифицированных педагогических кадрах по иностранным языкам, и на базе литературного факультета ТГПИ в 1937 году был создан факультет иностранных языков, сегодня – Институт иностранных языков и международного сотрудничества (ИИЯМС), преподавательский состав которого осуществляет учебный процесс по иностранным языкам на всех факультетах и во всех Институтах педагогического университета. Сегодня реализация образовательной и научной деятельность ИИЯМС ТГПУ осуществляется в первом корпусе ТГПУ по адресу: пр. Комсомольский, 75 (на фото), Институт занимает весь четвертый этаж.

«Иноязычное образование – это та сфера педагогической деятельности, сущность которой раскрывается на разных уровнях: историко-культурном, воспитательном, профессионально-ориентированном, языкового плюрализма, изучения языка и передачи иноязычной культуры. Этот тезис находит свое подтверждение в многогранной работе преподавательского коллектива ИИЯМС ТГПУ: занятия ведутся на четырех языках, проводится большая воспитательная работа через дисциплины Иностранный язык, Иностранный язык в профессиональной сфере, создаются учебно-методические пособия, оборудуются учебные аудитории для проведения занятий», – отмечает Г.И. Уткина.

Иноязычному образованию в ТГПУ – 90 лет: почти вековая история становления и развития. Однако наряду с историей это еще и отправная точка реализации новых возможностей в самоопределении Института иностранных языков и международного сотрудничества и Томского Педагогического в целом в формировании личности современного учителя, открытого мультикультурному миру, с уважением относящемуся к самобытности других народов и сохраняющему в меняющемся мире собственную национальную, языковую и гражданскую идентичность.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER