Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

В ТГПУ обсудили вопросы детской инициативы как условия личностного развития ребенка

В Томском государственном педагогическом университете состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская инициатива как условие личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста».

На открытии с приветственным словом к участникам и гостям конференции обратилась проректор по научной работе ТГПУ Полева Елена Александровна, которая отметила, что тема конференции сверхактуальна и лежит в поверхности детской и взрослой психологии на всех ступенях образования.

Пленарное заседание конференции открыл Народный учитель РФ, зав. Научно-исследовательской лаборатории эмоционального образования Парка ИОП ИРПО ТГПУ Александр Геннадьевич Сайбединов, который в своем докладе отметил, что «инициатива – это осознанная востребованность системы образования и серьезный драйвер в вопросах переосмысления современной дидактики». Спикер из Москвы Тюменцева Наталия Сергеевна, руководитель, эксперт по оценке качества дошкольного образования, методист ООО УМЦ ДПО «Апельсин» и образовательного проекта «Счастливый детский сад», обозначила, что при правильно созданных условиях инициативность является ключевым новообразованием дошкольного возраста.

На площадке Института детства и артпедагогики ТГПУ в рамках конференции работали три секции. Тематика докладов первой секции «Основные направления работы дошкольных учреждений и начальной школы по развитию инициативности и самостоятельности дошкольников и детей младшего школьного возраста в условиях стандартизации образования» под руководством к.пед.н., доцента кафедры педагогики и методики начального образования Г.Х. Вахитовой вызвала широкий интерес среди ученых, учителей начальной школы, воспитателей дошкольных организаций и студентов. Участники секции смогли обсудить проблемы организации и развития детской инициативности не только в различных учреждениях Томского региона, но и далеко за его пределами: Казахстан, Монголия, ДНР.

Ученые-исследователи Вахитова Галия Хамитовна, зав. кабинетом предшкольного образования «Развивайка» ИДиА ТГПУ, и Семенова Наталия Альбертовна, к.пед.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования ИДиА, директор ИРПО, отметили важность изучения различных смысловых аспектов самого термина «инициативность», принципов и условий развития.

«Для успешного развития детской инициативности необходимо изучать не только условия поддержки, но и основы для противодействия детской исследовательской инициативы, связанные с заботой о безопасности ребенка, существующими предрассудками, стереотипами, дефицитом времени, знаний и компетенций взрослого», – отметила Семенова Наталия Альбертовна.

Большая часть докладов была посвящена способам поддержки и развития детской инициативы на разных возрастных этапах и в разных видах деятельности. Спикеры рассматривали ресурсы внеурочной деятельности для развития самостоятельности детей (И.О. Кириллова, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №198», г. Северск); возможности использования ассоциативных карт на уроках в начальной школе (Н.И. Бенеш, к.пед.н., доцент кафедры педагогического образования и менеджмента, Восточно-Казахстанский университет им. С. Аманжолова, республика Казахстан, г. Усть-Каменогорск); роль школьных инициативных советов (Е.Б. Путинцева, учитель начальных классов МБОУ СОШ №49 г. Томска); задачи надпредметных курсов (Л.Г. Гончарова, В.В. Кривоусова, учителя начальных классов ГБОУ гимназия №405 г. Санкт-Петербурга); потенциал работы клубов русского языка для развития коммуникативной инициативности (Э.П. Леонтьев, канд.филол.н., преподаватель Международного центра образования «Интердом» им. Е.Д. Стасовой (Россия, Иваново)/Управление образованием, искусством и культурой Увурхангайского аймака, Монголия, Арвайхээр; Жигжидсүрэн Баяртогтох, учитель общеобразовательной школы №1, г. Арвайхээр, Монголия).

«Становясь участником клуба, монгольский школьник вовлекается в активный полилог, сознательное коммуникативное согласование действий, что способствует эффективному развитию речи монгольских обучающихся и сохранению высокой мотивации и инициативности самих обучающихся к изучению русского языка», – говорит Э.П. Леонтьев.

Большой интерес вызвали выступления спикеров из детских садов. Воспитатели убеждены, что базовым возрастом для развития детской инициативности является дошкольный. Именно в детских садах необходимо использовать различные формы и направления работы не только с самими детьми, но и их родителями. Современные формы, задающие вектор работы с детской инициативностью, не только с детьми, но их родителями, представили С.А. Казанцева, старший воспитатель МБОУ «Гимназия №11» г. Бийск (Алтайский края), Ю.Н. Кондратьева, старший воспитатель; Т.В. Большанина, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Молодёжный» (Томский район), Е.С. Калягина, воспитатель МАДОУ «Детский сад №2 «Пчёлка» (г. Асино Томской области), Н.И. Кузьмина, старший воспитатель МАДОУ №85 г. Томска.

«Экскурсия с ребенком по улицам родного города, изготовление фотографий, подбор информации по выбранному зданию, составление доклада по теме – такие формы совместной работы родителей и детей инициируют познавательную активность, развивают коммуникативные навыки и раскрывают различные стороны дошкольников», – убеждена Казанцева Светлана Александровна.

Опыт представления различных подходов к развитию детской инициативности позволяет сопоставлять, сравнивать и вычленять лучшие практики и их дальнейшее совершенствование.

В работе второй секции «Специфика организации предметно-пространственной развивающей среды, способствующей поддержке и развитию детской инициативы», модератором которой выступила Яркина Татьяна Николаевна, к.пед.н., заведующий кафедрой дошкольного образования, приняли участие более 40 человек – представители дошкольных образовательных организаций г. Томска, Томского района, Томской области и г. Бийска.

В работе был представлен интересный педагогический опыт развития самостоятельности дошкольников и поддержки их инициативы через реализацию парной коммуникации, театрализованную деятельность, использования возможностей предметно-развивающей среды Монтессори-группы, песочной анимации.

Педагог-психолог МАДОУ №13 г. Томска Е.Г. Акулова рассказала, как используется потенциал организованной в детском саду предметно-развивающей среды для развития самостоятельности и инициативы детей с ОВЗ. Педагоги МАДОУ №82 г. Томска Т.В. Завьялова и Н.А. Колупаева поделились опытом развития детской самостоятельности и инициативы через организацию различных видов театра. Особый интерес у студентов вызвала демонстрация изготовленных педагогами масок, атрибутов для театрализованных постановок.

Коллеги из МАДОУ «ЦРР – Академия Крохи» п. Зональная Станция, Томского района» Пономарева Анна Ивановна и Апет Ольга Николаевна впечатлили своим педагогическим опытом. Воспитатели развивают самостоятельность и инициативность воспитанников посредством брендирования. Воспитанники данного детского сада в рамках совета выбирают названия своих групп, определяют свои локальные акты, ценности и символы, традиции и ритуалы и даже «заполняют» книгу жалоб и предложений для разрешения возникающих конфликтов и обид.

Колоссальные возможности поддержки инициативы и развития самостоятельности заложены в предметной среде МАДОУ «Детский сад №2 «Пчёлка» г. Асино Томской области. Так, старший воспитатель Марченко Анна Юрьевна представила организованный в данном детском саду Техноград, как уникальную среду для развития детской инициативы старших дошкольников. Техноград включает в себя: Мультиград, Эврикаград, Космоград, Медиаград, Интеллек-град и др.

Стоит отметить, что все представленные выступления актуальные, современные, интересные и, безусловно, практико-ориентированные.

В рамках работы третьей секции «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса как ценностный ориентир развития активности и инициативности детей предшкольного и младшего школьного возраста под руководством Шваревой Ольги Васильевны, заместителя директора ИДиА, старшего преподавателя кафедры педагогики и методики начального образования факультета дошкольного и начального образования ИДиА ТГПУ, было представлено 16 докладов.

Докладчики осветили вопросы развития инициативы нормотипичных дошкольников и детей младшего школьного возраста через разнообразные формы и методы работы, а также акцентировали внимание на развитии самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одними из эмоционально представленных докладов по поддержке детской инициативы стало выступление И.А. Резаевой, воспитателя МАДОУ «Детский сад №2 «Пчёлка» г. Асино Томской области:

«Как показал мой собственный педагогический опыт, адвент-календарь является одной из успешных форм поддержки детской инициативы, вызывающей положительный эмоциональный отклик у детей дошкольного возраста».

М.Н. Кузнецова, заведующая МБДОУ «Детский сад д. Воронино», Томской области, поделалась опытом развития детской инициативы через организацию биолаборатории.

У участников конференции особый интерес вызвал доклад М.А. Сергеевой, учителя начальных классов МБОУ СОШ №49 г. Томска, представившей собственный опыт формирования и развития читательской инициативы детей младшего школьного возраста через организацию встреч с писателями г. Томска, посещения библиотек г. Томска:

«Основными формами работы с детской образовательной инициативой в моем классе являются занятия эмоционального погружения, литературная гостиная, в рамках которых организую «Поле желаний» с целью выявления интереса к чтению у младших школьников, мозговой штурм по прочитанным произведениям».

В рамках секции большинство докладов соответствовали ее тематике, докладчики продемонстрировали свой педагогический опыт и исследовательские компетенции.

По итогам конференции стоит отметить, что в каждой из трех секций участникам удалось не только поделиться опытом, но и зафиксировать идеи из выступлений коллег для реализации на базе своих образовательно-воспитательных учреждений.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER