Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Всероссийская с международным участием конференция «Профессиональное образование: проблемы и достижения» открылась в ТГПУ

Всероссийская с международным участием конференция «Профессиональное образование: проблемы и достижения» открылась в ТГПУ

16 декабря 2021 года на базе технолого-экономического факультета Томского государственного педагогического университета начала работу XI Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Профессиональное образование: проблемы и достижения».

Обсуждение актуальных вопросов профессионального образования организовано с целью обмена опытом, поиска новых продуктивных способов консолидации потенциала научно-педагогического и бизнес-сообществ на пути к ключевым установкам развития профессионального образования – 2030 (региональный, российский и мировой опыт). В течение двух дней работы в нем примут участие специалисты из России (Братск, Калуга, Кемерово, Москва, Новосибирск, Омск, Санкт-Петербург, Северск, Сыктывкар, Томск, Улан-Удэ) и зарубежья (США, Германия, Япония, Китай, Индия, Колумбия, Индонезия, Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан).

Конференция открылась пленарным заседанием, модератором которого выступила Елена Владимировна Колесникова, кандидат биологических наук, доцент, декан технолого-экономического факультета ТГПУ. Спикер обозначила тему первой встречи – «Развитие сетевого взаимодействия и кластерной политики в контексте преобразования СПО, включая его региональные сценарии».

Первым приветствовал участников ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко, который выделил два основополагающих аспекта научного события:

«Важно, что конференция проводится в стенах Педагогического университета, так как именно роль высшего учебного заведения – выступать концентратором, собирателем экосистемности: здесь сегодня присутствуют представители всех уровней образования и даже работодатели, – отметил глава вуза. – Второе, не менее важное, – это разговор о профессиональном образовании, понимание ценности которого у молодежи растет, как и понимание необходимости непрерывности образовательного процесса, так как невозможно, единожды получив образование, оставаться востребованным».

Андрей Николаевич отметил, что в процессе постоянных изменений условий труда, возможностей, технологий, инструментов именно профессиональное образование становится драйвером экономики.

В напутственном слове к докладчикам Ирина Сергеевна Багдасарьян, проректор по образовательной деятельности ТГПУ, отметила, что более 200 присутствующих на конференции участников подтверждает важность реализованного Томским государственным педагогическим университетом научного диалога. Проректор сделала акцент на том, что сегодня, в условиях постоянных перемен, требования к компетенциям выпускника изменяются и становятся все более актуальными к процессам цифровизации деятельности. Сегодня выпускник университета весьма самостоятелен, активен, и мы находимся в ситуации, когда не только рынок труда предъявляет свои требования к нему, но и наоборот, выпускник имеет свое мнение о том, где и с каким руководителем он хотел бы работать.

Ивонина Елена Владимировна, представитель Департамента профессионального образования Томской области, приветствовала присутствующих от имени начальника Департамента Калинюка Юрия Владимировича:

«Вопросы подготовки педагогических кадров актуальны как в контексте реализации национального проекта «Образование», так и в контексте тех мер, которые принимает сегодня Министерство просвещения России, в том числе в выстраивании системы повышения педагогического мастерства. В Томской области для развития задач кадрового потенциала складывается хорошая практика взаимодействия между органами исполнительной власти – Департамент общего образования, Департамент профессионального образования Томской области – и Томским государственным педагогическим университетом».

Елена Владимировна отметила, что такое взаимодействие позволяет не только оперативно решать текущие задачи по подготовке педагогических кадров и повышению их мастерства, но и настраивать систему образования региона на решение стратегических задач. Для этого подписана программа взаимодействия, которая работает на создание единого образовательного пространства региона, на реализацию кластерной политики в сфере образования и на объединение ресурсов для обеспечение качественной подготовки педагогических кадров.

На пленарном заседании были заслушаны первые доклады специалистов из России, Казахстана и Японии. Лариса Германовна Смышляева, директор научно-образовательного междисциплинарного Центра педагогических технологий развития человеческого потенциала, советник при ректорате ТГПУ, подняла тему «Образовательно-отраслевой кластер как пространство профессионального развития педагогических кадров СПО региона».

Основной акцент выступления Ларисы Германовны был направлен на преподавателя СПО как субъекта взаимодействия образовательно-отраслевых кластеров, новые черты его профессиональной идентичности, новые функции:

«На уровне фокус-групп, в состав которых входили и преподаватели нашего университета, и руководство и преподаватели системы профессионального образования, и представители Большого томского университета, были определены изменения функционала преподавателя тогда, когда он становится субъектом образовательно-отраслевого кластера. Функционал преподавателя преобразовывается в плане дизайна профессионально-образовательной коммуникации, планирования, когда он начинает проектировать содержание образовательных программ, начинает простраивать содержание преподаваемой дисциплины, начинают меняться подходы к проектированию деятельностных моментов практик, меняются форматы профориентации, возникает необходимость работать в кластере так, чтобы можно было решать задачи инклюзивной экономики».

В процессе изменений преподаватель оказывается в ситуации оценки собственных компетенций и анализа того, какие профессиональные навыки и умения необходимо дополнительно проработать. В помощь преподавателям образовательные организации региона, в том числе Томский государственный педагогический университет, реализовали программы курсов повышения квалификации, например, «СПО как ресурс развития человеческого потенциала региона: кластерная политика», «Педагогическая деятельность преподавателя СПО в системе ООК» и другие.

Рассуждение о необходимости дополнительной работы над повышением навыков продолжил Михеев Василий Владимирович, учитель в MEES International School (Токио, Япония), магистр ФПСО ТГПУ, поднимая вопрос о компетенциях выпускника российского вуза для обеспечения профессиональной мобильности на международном уровне.

«Говоря о профессиональной мобильности, стоит отметить, что ключом успеха является особое сочетание мягких навыков и метакомпетенций. Ядро компетенций профессиональной мобильности составят способность к быстрой адаптации, приспособление к новым условиям, готовность к непрерывному образованию и переносу имеющихся знаний на новые объекты и явления, коммуникация, способность решать конфликты, умение убеждать и работать в команде. Отдельно важны профессиональные навыки и знание иностранных языков».

Для прокачки компетенций Василий Владимирович порекомендовал активно пользоваться ресурсами для образования, например, Coursera, платформой МГПУ «Софт-завод», Aiesec, European Solidarity Corps. Отвечая на вопросы слушателей о повышении уровня говорения на иностранным языке, спикер рекомендовал по возможности больше путешествовать или общаться на платформах с носителями изучаемого языка.

В докладе «Кластерный подход к решению вопросов трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Томской области» Гудожникова Ольга Борисовна, директор ОГБПОУ «Томский техникум социальных технологий», рассказала о проекте создания социального кластера по вопросам образования и трудоустройства лиц с инвалидностью.

«Проект призван объединять программы, направленные на достижение общей цели, – повышение доступности образования, уровня трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья в Томской области».

Ольга Борисовна акцентировала внимание коллег на цифрах: из 10 500 работоспособных инвалидов в Томской области имеют рабочие места только 2 500 человек. Для увеличения данного показателя инициаторы проекта налаживают сотрудничество параллельно с работодателями, партнерами и лицами с ОВЗ, планирующими выход на работу. При этом создана модель профориентации и трудоустройства инвалидов в системе СПО, которая включает четыре этапа: ранняя профориентация, оказание индивидуальной профессионально-ориентированной услуги, профориентация при получении профессии и сопровождаемое трудоустройство.

Работа в ключе инклюзивного образования активно ведется на факультете психологии и специального образования ТГПУ. В ходе выступления спикера была озвучена идея реализации магистратуры по инклюзивной экономике, которую поддержали сотрудники ТЭФ, выразив желание открыть на факультете площадку для развития инклюзивной экономики и способствовать получению обучающимися с инвалидностью профессиональных навыков на высоком уровне.

Специалист из Казахстана Рахымбеков Айтбай Жапарович, ассоциированный профессор кафедры агрономии и технических дисциплин, Жетысуский университет им. И. Жансугурова, рассказал о работе системы «школа – колледж – вуз».

«Вопросу профориентации у нас уделяется первоочередное внимание: мы открыли специальные кафедры в 18 школах нашего города, два раза в неделю представители нашего вуза участвуют в практических, теоретических занятиях выпускных классов. В районах образованы специальные профориентационные центры, откуда организуются регулярные видеовещания, непрерывные консультации. При университете также существует колледж, который занимается набором абитуриентов по 22 специальностям, в том числе и по профессиональному обучению».

Завершилось пленарное заседание выступлением модератора, декана ТЭФ ТГПУ Елены Владимировны Колесниковой с докладом «Вузовская подготовка педагога нового уровня «Профессионалитет» под запросы региона». Спикер уделила внимание перспективам реализации федерального проекта «Профессионалитет», в экспертную оценку которого входили представители ТГПУ. Проект потребует реструктуризации системы профессионального образования, включающей создание образовательно-производственных центров. Работодатель станет не только заказчиком, но и непосредственным участников подготовки профессиональных кадров. Отраслевые партнеры станут инвесторами для создания новых мастерских на базе колледжей.

Ключевым звеном реализации проекта является введение новой квалификации – мастер-педагог, который должен обладать как общепедагогическими, цифровыми, так и производственными навыками. С целью подготовки педагогов для нового уровня «Профессионалитет» ТГПУ предлагает ряд образовательных программ в рамках магистратуры, бакалавриата и дополнительных образовательных программ повышения квалификации – управление в сфере образования; управление человеческими ресурсами; практическая психология и консультирование в образовании; профориентация и карьерное консультирование; проектирование воспитательного пространства детства и другие.

Работа конференции продолжится в течение двух дней и будет вестись в рамках тематических секционных заседаний, на которых участники обсудят генерацию идей и эффективных моделей непрерывного профессионального образования (региональный, российский и мировой опыт), практики инклюзивного образования, проектно-исследовательскую деятельность молодых талантов. Ссылки на подключение к секциям в качестве слушателей размещены в программе конференции.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER