Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • На площадках ТГПУ обсудили проблемы инклюзивной экономики и практики инклюзивного образования

На площадках ТГПУ обсудили проблемы инклюзивной экономики и практики инклюзивного образования

На онлайн-площадке технолого-экономического факультета ТГПУ прошла работа секции «Практики инклюзивного образования» в рамках программных мероприятий XI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Профессиональное образование: проблемы и достижения», организованной ТГПУ совместно с Департаментом профессионального образования Томской области.
 
Модератором секции выступала Лойко Ольга Тимофеевна, доктор философских наук, профессор, профессор отделения социально-гуманитарных наук школы базовой инженерной подготовки Национального исследовательского Томского политехнического университета, профессор кафедры экономической теории ТГПУ.
 
К работе секции подключились более 190 человек из Томска, Северска, Санкт-Петербурга, Минска (Республика Беларусь). Было обсуждено 12 докладов научных работников вузов, педагогов, методистов и руководителей профессиональных образовательных организаций, учителей школ, работающих в сфере инклюзивного образования, представителей работодателей.
 
Началом обсуждения повестки секции послужил коллективный доклад Шабанова Льва Викторовича, профессора кафедры общей и прикладной психологии (Санкт-Петербургский ордена Г.К. Жукова, военный институт Национальной гвардии России, г. Санкт-Петербург), Марихина Сергея Васильевича, профессора кафедры психологии развития и образования Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург) и Чванкина Вадима Аркадьевича, доцента кафедры криминалистических экспертиз следственно-экспертного факультета учреждения образования, «Академия Министерства внутренних дел» (г. Минск, Республика Беларусь). В ходе доклада исследователи обосновали тезис о том, что понятие «инклюзивная экономика» в мировой повестке образования 2030 является новой социальной парадигмой, в следствии чего отметили значимость формирования профессиональной идентичности студентов в зависимости от их способностей и коммуникативно-личностных качеств.
 
Формированием первичных профессиональных способностей должна стать общеобразовательная школа – акцентировали в докладе на тему «Доброшкола – территория, где зарождаются профессии обучающихся с ОВЗ» учителя технологии МБОУ ООШ №39 г. Томск Кудинова Елена Владимировна, Трегубов Руслан Владимирович и преподаватель кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна ТГПУ, Самолюк Надежда Геннадьевна. Спикеры поделились опытом работы успешной реализации на протяжении ряда лет профориентационного проекта с «особыми» детьми, на площадке школы. 
 
«Именно трудовое обучение, ведущее к первичному освоению профессии, составляет основу становления успешной личности», – убеждена Кудинова Елена Владимировна.
 
Спецификой доклада Берсенева Максима Валерьевича, доцента кафедры истории и социальной работы Томского университета систем управления и радиоэлектроники, являлось сравнение практик инклюзивного образования в университетах Томска – ТГПУ и ТУСУРа. Основные идеи, высказанные доцентом М.В. Берсеневым, вызвали научный интерес у спикеров секции и желание присоединиться к совместным исследованиям с целью обмена результатами сравнительного изучения вузовских практик региона, России и мира в рамках инклюзивного образования.
 
Слободская Ольга Сергеевна, советник заместителя мэра Города Томска по социальной политике, магистрант ТГПУ, в своем выступлении, отметила особую роль тьюторского сопровождения студента в моменте его адаптации к профессиональной практической деятельности в условиях инклюзивной экономики.
 
Особый интерес вызвала плеяда докладов представителей Томского техникума социальных технологий – базовой региональной площадки инклюзивного профессионального образования, которые традиционно являются активными спикерами профильных научных конференций ТГПУ. Костюк Ксения Богдановна, заместитель директора по воспитательной работе, говорила о роли службы психолого-педагогического сопровождения в развитии инклюзивного профессионального образования. Фоминых Инна Алексеевна, заместитель директора по учебно-методической работе, актуализировала роль наставничества как эффективного инструмента подготовки педагогов к реализации инклюзивного образования. Инновационная мысль о роли наставничества была высказана Каричевой Региной Викторовной, преподавателем техникума: 
 
«В процессе адаптации обучающихся в условиях инклюзивного образования наиболее успешно наставничество реализуется в том случае, когда обучающийся и обучаемый являются личностями, имеющими опыт преодоления трудных жизненных ситуаций».
 
Масловская Ирина Валерьевна, мастер производственного обучения, сделала акцент на то, что студенты с особенностями развития имеют проблемы с включением в активную социальную деятельность. По ее убеждению, использование методики активного обучения при обучении лиц с интеллектуальными нарушениями наиболее полно реализует поставленную проблему.
 
«Современный образовательный процесс невозможен без использования электронных учебных пособий как интерактивного средства для саморазвития профессиональных компетенций», – убедительно доказала в своем выступлении Подгорбунских Татьяна Михайловна, мастер производственного обучения Техникума социальных технологий.
 
Половков Дмитрий Иванович, преподаватель истории Техникума социальных технологий, поделился успешным опытом преподавания истории с использованием рабочих тетрадей, специально разработанных для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
 
О частных методиках обучения английскому языку студентов с нарушением слуха рассказала Балабан Елена Георгиевна, преподаватель иностранного языка Техникума социальных технологий.
Оригинальную технологию обучения при реализации персонализированного подхода в инклюзивном образовании посредством визуализации текста на уроках литературы, русского языка и биологии представили учителя МАОУ гимназия №18 Чиркова Светлана Евгеньевна и Безрукова Ирина Андреевна. 
 
Завершая работу секции, Василий Николаевич Куровский, профессор кафедры социальной педагогики ТГПУ, с целью мультипликации лучшего опыта высказал следующие предложения: рассмотреть спикерам возможность совместного участия в проектировании вариативного модуля «Инклюзивная экономика» в рамках магистерских программ педагогической направленности; наладить механизмы взаимного сотрудничества для обобщения опыта научных исследований по изучению результативных российских и мировых практик инклюзивного многоуровневого образования; создать рабочую группу по разработке рекомендаций информативно-организационного сопровождения открытых мастер-классов по трансляции лучших практик инклюзивного образования в рамках профильных научно-практических событий вузов и колледжей.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER