Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Почему особенным детям особенно важно верить в Деда Мороза? Диалог с экспертом ТГПУ – в студенческой рубрике «Давай обсудим»

Почему особенным детям особенно важно верить в Деда Мороза? Диалог с экспертом ТГПУ – в студенческой рубрике «Давай обсудим»

Новый год всегда ассоциируется с чем-то добрым и сказочным. Все дети в преддверие праздника ждут подарков от Дедушки Мороза, волшебных превращений и сказочных приключений. Очевидно, что вера в «волшебное» очень важна для гармоничного развития ребенка, а особенно для развития детей с РАС. О том, как воспринимает реальный и ирреальный мир ребенок с ограниченными возможностями здоровья, разбираемся вместе с Еленой Анатольевной Филимоновой, старшим преподавателем кафедры дефектологии ТГПУ, учителем-дефектологом, педагогом-реабилитологом.

Одним из сильнейших рефлексов является любознательный, основанный на процессах непосредственного отражения действительности, – ощущениях, восприятии, воображении и фантазиях. Так оно и происходит, если ребенок здоров.

Иначе развиваются дети с ограниченными возможностями здоровья, у которых наблюдается нарушение психофизического развития (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, эмоций и поведения). Данные проблемы не проходят с возрастом, не преодолеваются без специального погружения в особую коррекционно-развивающую среду.

У ребенка с нарушениями в развитии базовые высшие психические функции, отвечающие за возможности «увидеть», «почувствовать», «представить», формируются на патологической основе. Задача специалистов педагогического, психологического, дефектологического, логопедического, медицинского профилей – помочь ребенку с особыми образовательными потребностями правильно познавать и чувствовать окружающий мир.

Исключительную роль в этом процессе играет семья. К сожалению, не все родители, воспитывающие особенных детей, занятые, главным образом, их лечением и обучением, придают детским фантазиям большое значение.

В связи с тем, что у детей с РАС отмечаются нарушения эмоциональной сферы (избегание взгляда в глаза другого человека, диффузная тревога и напряженность, немотивированные колебания настроения, гиперсензитивность (суперчувствительность) к окружающему миру, страхи, чувствительность к речевым интонациям, коллективная утомляемость и др.), можно столкнуться с психолого-педагогическими трудностями во взаимодействии с ними.

s23 03«Дети с РАС демонстрируют негативное поведение как патологический способ реагирования на социальные ситуации. Вне зависимости от того, в праздничных или будничных условиях находится ребенок, следует коррегировать все его особенности, препятствующие адаптации к детскому коллективу. В дефектологической практике встречаются дети, в поведении которых трудно распознать страхи, испуг из-за их систематического полевого неадекватного поведения, но мы помним, что они находятся в постоянном эмоциональном дискомфорте», – говорит Елена Анатольевна.

Для многих детей с РАС знакомство с чудом состоится в более позднем возрасте и только на фоне сформированного элементарного восприятия и любознательности. Самостоятельно, без помощи взрослого, детям с тяжелыми формами аутизма не удается распознавать сенсорные сигналы из внешнего мира и внутренней среды, а следовательно, понимать, что такое чудо и волшебство.

«Семейное включение в новогоднюю сказку, новогодние украшения в доме, елка с игрушками, вызывают у детей с РАС интенсивный эмоциональный резонанс, активизируют речевое развитие, мобилизуют альтернативную коммуникацию, развивают детские фантазии», – уверена специалист.

Включение аутичного ребенка в коррекционную деятельность уже представляет собой волшебство в виде сенсорной интеграции, в процессе которой ребенок учится воспринимать, обрабатывать и анализировать сенсорную информацию, поступающую от зрительного, тактильного, слухового, вестибулярного, проприоцептивного каналов, и превращать ее в сенсорный опыт.

Студенты Томского государственного педагогического университета, обучающиеся на факультете психологии и специального образования и Институте детства и артпедагогики, отрабатывают на практических занятиях методы коррекции аутистических расстройств, используя специальный диагностический и развивающий инструментарий.

Почему так важно развивать и поддерживать веру в чудо у особенных детей? Именно в этом процессе у ребенка с РАС развиваются ощущения, восприятие, воображение, фантазии, мышление, речь, творчество. Из этой цепочки взаимодополняющих процессов не только складывается интересное детство ребенка, но и формируется его личность.

В Студенческой рубрике «Давай обсудим» в Инстаграм-аккаунте ТГПУ рассуждаем о том, почему всем детям в мире важно верить в волшебство.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER