Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Дефектология, IT, лингвистика и другие направления первого дня «Марафона науки» в ТГПУ

8 февраля, в День российской науки, в стенах ТГПУ начались традиционные мероприятия «Марафона науки», который в этом году проходит преимущественно в дистанционном формате. В первый день с участниками встретились эксперты ИИЯМС, ФМФ, ИФФ, ИДиА, ФПСО, ИРПО и Научной библиотеки ТГПУ.

Бабенко«Марафон науки» открыли лекции «Традиционный женский костюм в его региональном многообразии» Тимошенко Ларисы Григорьевны, зав. кафедрой мировой художественной культуры и хореографии ИДиА, и «Лингвистика и IT – союз науки и технологии в информационную эпоху», которую прочитала Бабенко Иннеса Игоревна, доцент ИФФ.

«Информационные технологии окружают современного человека повсюду: мы пользуемся смартфонами, компьютерами, «умными» гаджетами, голосовыми помощниками – инструментами сбора, обработки, хранения и распространение информации. Такое определение крайне близко к определению языка: как и язык, IT занимаются сохранением, распространением информации и обменом ею с другими пользователями», – отметила спикер.

Иллюстрацией взаимодействия языка и IT являются информационные революции. Современный человек проживает период после пятой, которая связана с развитием информационно-коммуникационных технологий. Стартом взаимосвязи стало появление письменности более пяти тысяч лет назад.

На современном этапе развития этих взаимоотношений появляется «искусственный интеллект», способный решать базовые, фундаментальные задачи, где должна была помочь лингвистика, обладающая специальными методами и инструментами. Теперь ИИ способен генерировать связные тексты разных жанров, которые трудно отличить от продукта мыслительной деятельности человека. Однако, к счастью, эксперты по всему миру выражают уверенность, что абсолютно заменить человека машина не способна.

В Институте иностранных языков и международного сотрудничества прошел круглый стол-лекторий «Культурное наследие народов Сибири и Севера: речевой этикет». Модератором выступила Лемская Валерия Михайловна, зам. директора по науке и развитию ИИЯМС.

Задал тон встречи своим докладом Сергей Васильевич Ковылин, доцент кафедры языков народов Сибири. Эксперт представил коллегам результаты исследования речевого этикета в нескольких странах мира, которые заключают в себе правила поведения при встрече с незнакомым человеком. Несмотря на различие в культурах, любое приветствие или просьба должны нести за собой уважение и учтивость. Если говорить о немцах, то здесь разговоры обычно сопровождаются обращениями «Herr» (господин) и «Frau» (госпожа). Любое общение несет формальный характер, чтобы сделать коммуникацию максимально ясной для всех ее участников. Во главе южнокорейского общения стоит определенная иерархия: обращения будут зависеть от того, какого собеседник ранга и возраста. Корейцы предпочитают кланяться в знак приветствия, не допуская физического контакта.

Особое внимание нормам речевого этикета народов Сибири уделила Александра Аркадьевна Ким-Малони, доктор филологических наук, профессор ТГПУ:

«В этнографических описаниях быта народов Сибири довольно трудно отыскать заметки об этикете, гостеприимстве и нормах социального поведения. Закрадывается сомнение, что такие нормы вообще существуют. Но на самом деле они есть, только существуют несколько в иной форме, чем у других народов. Чтобы найти такую информацию относительно народов Сибири, нужно внимательно изучить тексты фольклорного творчества».

У северных народов существовали особые правила гостеприимства, нарушение которых каралось санкциями. Например, пришедшего в чум гостя сразу старались накормить. При этом носители культурной речевой нормы не используют обороты учтивости для более уважительного приглашения гостей к трапезе.

Следуя программе «Марафона науки», «Час открытых дверей Гуманитарного научно-образовательного центра» провел Куликов Сергей Борисович, директор Гуманитарного научно-образовательного центра ТГПУ, ответив на вопросы заинтересованных посетителей сессии. Червонный Михаил Александрович, профессор ТГПУ, представил лекцию «NBIC-конвергенция в науке и образовании», на которой слушатели узнали о взаимовлиянии информационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий и когнитивной науки. О том, как получить профессию педагога, рассказал Василий Николаевич Куровский, профессор кафедры социальной педагогики ФПСО. Рассмотрение современных направлений исследований в дефектологии легло в основу выступления Мёдовой Наталии Анатольевны, зав. кафедрой дефектологии ФПСО:

Мёдова Н.А. 1 E«Дефектология сегодня – одна из самых прогрессивных научных областей о формировании и развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, – говорит эксперт. – Дефектология как наука призвана решать задачу подготовки детей разной нозологии к активной жизни в обществе и сформировать их социальные компетенции».

Таким образом приоритетными направлениями исследований на ближайшее десятилетие являются:

  • современная популяция детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, представленная детьми различных возрастных и нозологических групп (с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью) и специфика их адаптации социальным и образовательным условиям;
  • разработка специальных дидактических подходов, цифровой образовательной среды и организации включения в нее детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • современная семья детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возрастов, относящихся к разным нозологическим группам, с различными вариантами психического развития, находящихся в различных условиях воспитания и обучения.

Дефектология отвечает не только за обобщение, систематизацию научных результатов, но и внедрение полученных результатов в практику для совершенствования деятельности специалистов сопровождения детей с ОВЗ.

ПоздееваСпециалисты Института детства и артпедагогики провели вебинар «Soft-компетенции современного педагога дошкольного образования». Институт развития педагогического образования реализовал семинар «Место педагогических исследований в современной науке». Модератором выступила Нерадовская Ольга Рамазановна, зам. директора ИРПО. Доклад «Особенности современных научно-педагогических исследований» представила Поздеева Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор ТГПУ:

«Наука – особая сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка новых знаний и их теоретическая систематизация. Это не сама система знаний, а деятельность по выработке этих знаний. И у нее есть свои специфические черты. Сейчас, на мой взгляд, важен вопрос о предмете научной деятельности. В сфере педагогических исследований предметом можно назвать «образовательную реальность» в широком смысле. В узком же смысле – «образовательная практика», то есть то, что сегодня реально происходит на разных уровнях образования».

Особое внимание Светлана Ивановна уделила субъекту педагогической науки: педагогику интересует та деятельность, которую совершает ребенок. Не менее важно изучение деятельности педагога и ответной деятельности ребенка, поэтому эксперт обозначила предметом педагогического исследования изучение совместной деятельности субъектов педагогической науки.

Ревякина 1Ревякина Валентина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор ТГПУ, представила в своем докладе результаты педагогических исследований аспирантов в научных журналах. Акцент эксперт сделала на соблюдении автором требований к статье. Как правило, каждый журнал устанавливает свои регламентированные нормы относительно количества страниц или источников литературы, но есть и универсальные, общие для всех: не менее 75% уникальности, а также наличие Универсальной десятичной классификации. Конечно, одним из основных требований является грамотность работы: если статья пестрит грамматическими ошибками, то рецензент обязательно отправит ее на доработку.

ГотовцеваВ Научной библиотеке им. А.М. Волкова ТГПУ выступила Готовцева Елена Владимировна, зав. сектором НБ ТГПУ, которая рассказала о возможностях eLIBRARY.RU для автора и читателя: поиск по журналам, который позволяет не только отобрать журналы хорошего уровня при поиске информации по своему исследованию, но и определиться, где разместить свою научную статью; поиск по ключевым словам, помогающий автору найти варианты ключевых слов и посмотреть общепринятую терминологию; сервис подборок статей, где удобно сохранять статьи, отобранные по определенному поисковому запросу.

Для авторов были раскрыты возможности работы с инструментарием страницы анализа публикационной активности: ссылки на профиль в других наукометрических базах (Scopus, ResearcherID, ORCID и др.) и сервис поиска ссылок по спискам цитируемой литературы, позволяющий увеличить количество цитирований публикаций.

Первые научные встречи уже прошли в стенах ТГПУ в рамках «Марафона науки». Впереди еще три дня обсуждений дискуссионных вопросов, освещения актуальных тем и представления результатов исследований в разных областях научной практики. Программа каждого дня «Марафона науки» публикуется ежедневно в 10.00 на всех официальных ресурсах университета.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER