Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

На пути профессионального самоопределения: в ТГПУ реализуется авторский факультатив

Период адаптации для первокурсников – один из самых сложных этапов обучения в университете. Чтобы помочь будущим педагогам, сотрудники Центра воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ запустили уникальный образовательный курс «Профессиональное самоопределение педагога», призванный не только мотивировать обучающихся включиться в студенческую жизнь, но и посодействовать в определении траектории профессионального развития.

Факультатив реализуется в рамках рабочей программы воспитания в такте «Развитие творческих способностей». Занятия в роли преподавателей ведут начальники и руководители структур Центра.

«Факультатив – это продолжение такта «Адаптация», главный упор делается на совершенствовании универсальных компетенций будущего педагога. В рамках факультатива предусмотрены различные формы работы: интерактивы в сети Интернет, методики критического мышления, тренинги по самоопределению, чек-листы, встречи с выпускниками ТГПУ, работающими по профессии, и другие», – отмечает Наталья Михайловна Косовских, директор Центра ВР и МП.

Планируется, что обучение поможет студентам понять правильность своего выбора, покажет перспективы работы педагога и замотивирует их на самореализацию в этой профессии. В течение обучения студентам предстоит познакомиться с универсальными компетенциями, закрепленными ФГОС наряду с общепрофессиональными: системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие, безопасность жизнедеятельности.

«Важно начать проводить такую работу именно на первом курсе: здесь мы говорим об универсальных компетенциях, которые студентам предстоит осваивать в течение всего обучения в вузе. Данный факультатив значим как старт к освоению необходимых для будущего педагога навыков, а именно в начале обучения ребята ставят для себя определенные цели и задачи, анализируют, какие компетенции требуют более детальной проработки», – уверен Глеб Балабаев, эксперт Отдела патриотического воспитания молодежи ТГПУ, преподаватель факультатива.

s14 02 2Обучающимся предстоит пройти курс из 15 занятий, для закрепления ученики будут выполнять задания по пройденным темам на ресурсе Открытой образовательной среды ТГПУ. Результатом работы в семестре станет проект воспитательного события, которое впоследствии студенты проведут на своих факультетах. Первые занятия в рамках факультатива уже состоялись в дистанционном формате.

«Занятия на факультативе отличаются от других пар в расписании тем, что преподаватель встает на один уровень со студентами. Интересные формы коммуникаций мы встречаем на многих практических парах, но на «Профессиональном самоопределении педагога» чувствуется определенный комфорт благодаря постоянному взаимодействию. На первом же занятии нас начали знакомить с новыми формами работы. Например, формат «Три вопроса – три ответа», реализуемый в начале и в конце занятия, для меня был абсолютно новым, он помогает систематизировать полученные знания в конце и осмыслить, зачем я тут нахожусь, – в начале», – делится студентка ФПСО Дарья Чепова.

На первой встрече участники познакомились с понятиями самоопределения и саморазвития, научились отличать их друг от друга. Позже узнали о тех универсальных компетенциях, которые им предстоит сформировать в ходе факультатива, а затем развить в течение всего обучения в вузе. Знакомились с универсальными компетенциями с помощью метода «Колесо жизненного баланса»: в каждом углу семиугольника были обозначены необходимые всем специалистам УК, а также шкала оценивания от нуля до пяти для каждой из них. Студенты пытались оценить, насколько та или иная компетенция развита конкретно у них на данном этапе обучения. С помощью такого метода первокурсники смогли провести самоанализ и наметить траектории профессионального развития. Занятия продолжились освоением двух форматов для планирования: SCRUM и стандартный планировщик. По первой системе прописывается бэклог, то есть ожидаемый результат, затем то, что нужно сделать, чтобы его добиться, далее – действия, которые предпринимает человек, и проверка собственных усилий.

В ходе реализации такта первокурсников ждет множество интересных встреч с экспертами и работа в различных актуальных направлениях, итогом станет определение необходимых для прокачки компетенций и работа над повышением личного уровня УК каждого студента.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER