Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Разбудить внутреннего ребенка: старт всероссийской конференции в ТГПУ

Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи» начала работу на базе факультета психологии и специального образования Томского государственного педагогического университета. В течение трех дней спикеры и эксперты проведут онлайн-встречи в поисках новых путей, ресурсов, методов и форм организации профилактики девиантного поведения среди представителей нового поколения.

Первый день включил мастер-классы, тренинги и практикумы экспертов по теме научного события. Специалисты Центра профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива», структурного подразделения МБОУ ДО ДДиЮ «Факел» провели для слушателей МК по снятию внутреннего напряжения методом камнетерапии. Ведущим выступила социальный педагог Центра Лебедева Ольга Александровна:

«Вся наша жизнь состоит из непрерывного потока событий, впечатлений, переживаний. Одно и то же событие для каждого человека может иметь разное значение. Понять природу переживаний тяжело и взрослым, а ребенок тем более не всегда понимает свои чувства и эмоции, поэтому важно научить его разбираться в них, ни в коем случае не подавлять, а правильно проявлять».

Эксперт отметила, что важным в процессе становления личности является развитие эмоционального интеллекта, то есть понимания своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Взрослым нужно понимать, что негативных и позитивных эмоций нет: все они необходимы человеку. Ребенок должен владеть особым алгоритмом осознания эмоций и управлениями ими.

Арт-технологии – самый удобный способ для решения этой проблемы. И одним из методов является камнетерапия, появившаяся в арсенале педагогов-психологов совсем недавно. Игры с камнями активно используются в сфере психологической помощи: дети, нуждающиеся в психокоррекции, оказываются в огромном арт-пространстве, где они чувствуют себя создателями.

Ольга Александровна предложила выбор игр с камнями в зависимости от возраста ребенка: для совсем маленьких подойдет раскладывание их в виде геометрических фигур, а для старших – рисование или создание аппликаций на плоскости камня. И взрослым камнетерапия поможет справиться со стрессом: для этого достаточно представить свое переживание в виде образа, воспроизвести его на бумаге, а затем «закидать проблему камнями» – нарисовать вокруг своего образа одинаковые камушки. Так человек сможет психологически настроить себя на то, что проблема не так страшна, как может показаться.

Педагог-психолог Бережная Наталья Борисовна обсуждала с коллегами эмоциональные травмы детства, влияющие на развитие личности. Социальный и эмоциональный интеллект в настоящее время занимает передовые позиции. Человек, владеющий и тем, и другим без труда достигает своих целей.

Психологическая травма – это явление, касающееся различных сфер человеческой жизни. Это психотравмирующее событие, которое ребенок интерпретирует как жизненно важное, сильно и длительно переживает. Травма – переживание непереносимого аффекта, то есть любое событие, которое человек воспринимает как вредное или угрожающее его комфортной зоне. Иногда психика полностью блокирует негативное воспоминание, а иной раз выражается в тревоге и неуверенности.

Одни из самых распространенных травм – «Здесь и сейчас», когда ребенок либо находится в эпицентре стрессовой ситуации, либо становится ее жертвой. Такие травмы провоцируют постоянное узнавание произошедшей ситуации и переживание прежних чувств. Специалисты-психологи также выделяют и «Бесчувственную травму». При ней любая схожая ситуация может стать триггером и спусковым механизмом.

Чтобы защититься от травмирующей ситуации, исходящей извне и воздействующей на психику, человек может воспользоваться несколькими приемами. Например, представить, что он покидает свое тело и смотрит на ситуацию со стороны, а не находится в ее центре.

О потенциале использования настольных игр в развитии навыков межличностного общения у подростков рассказал слушателям Богачков Андрей Денисович, педагог-психолог. Практикум «Как выявить детей дошкольного возраста, подвергшихся жестокому обращению» провела Богданова Наталья Николаевна, начальник отдела Центра профилактики и социальной адаптации «Семья».

Специалисты-психологи детских садов ЗАТО Северск представили практикум по формам работы с родителями и педагогами по профилактике девиантного поведения у детей дошкольного возраста. Эксперты уверены, что родителям необходимо замечать ребенка, фиксировать его опыт словами и проявлять истинное участие к нему. Поддержка и принятие родителей – лучший и самый эффективный инструмент по профилактике девиантного поведения. В качестве иллюстративного материала для объяснения детям различных конфликтных ситуаций специалисты предлагают использовать сказки.

О проекте «Время Взрослеть» коллегам рассказал Истомин Владислав Викторович, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог ВКК, педагог дополнительного образования. В своем выступлении спикер представил качество межличностных отношений субъектов профилактики социальных девиаций как ключевой фактор ее эффективности. Успешной профилактике социальных девиаций способствует развитие ряда личностных качеств у подростка: чувство ответственности, эмпатия, уверенность, умение говорить о своих проблемах открыто, гибкость и развитое критическое мышление.

Второй день Всероссийской научно-практической конференции «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи» ТГПУ откроет пленарное заседание, на котором будут намечены основные направления встреч, а продолжат три экспертные секции, где специалисты со всей России и Германии обсудят актуальные вопросы педагогики девиантного поведения.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER