Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Ценностные основания современного образования легли в основу научного диалога в ТГПУ

На научно-практической конференции «Ценностные основания современного образования: новые концепты, результаты и практики», которая состоялась в ТГПУ, выступили представители образовательных организаций Томска и Томской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Перми и других городов.

Пленарное заседание открыла Лариса Германовна Смышляева, советник при ректорате ТГПУ, выступив с экспертной позицией на тему «Развитие человеческого потенциала как системная задача образования». В исследованиях на эту тематику важно учитывать нелинейность, сложность и многокомпонентность развития современного мира, в котором для понимания задач и специфики работы в рамках развития человеческого потенциала необходимо брать во внимание истории регионов, их социальный уклад и стратегии развития, учитывать их уникальность.

«Говоря о вызовах современности как национальных, так и региональных сценариев, можно отменить одну общность – нацеленность на человека, – комментирует Лариса Германовна. – Ключевой ставкой всем современным мировым сообществом обозначается человек с его уникальностью, нацеленностью на самореализацию и благополучие. Теме развития человеческого потенциала необходимо уделять большое внимание, так как от этого зависит не только успешность отдельной личности, но и экономики страны в целом».

Спикер уточнила, что развитие человеческого потенциала включает в себя непрерывное образование, профессионализацию человека в течение всей жизни, получение новых компетенций и расширение трудовых пространств. Поэтому перед образованием стоит огромная ответственность в плане выбора и выработки самых продуктивных подходов, помогающих обрести человеку экономическое, социальное и психологическое благополучие.

В завершении выступления Лариса Германовна представила «Кейс ТГПУ» – информацию о современном состоянии включенности университета в вопросы и задачи содействия развитию человеческого капитала в регионах и стране средствами педагогического образования. Эксперт отметила четыре основных направления: взаимодействие с базовыми образовательными организациями (совместные проекты и исследования, научно-методическое сопровождение педагогов и педагогических сообществ); профильные магистерские программы (действующие и новые); собственные профориентационные практики (проекты Большого университета, проекты с СПО, Технопарк, УПК, взаимодействие с Департаментом труда и занятости населения Томской области); научно-исследовательская деятельность.

Следующий спикер – доцент Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Ирина Александровна Лыкова представила вниманию слушателей доклад «Аксиологический подход к исследованию традиций семейного воспитания (профессиональное развитие педагога)».

Аксиологический подход – механизм, который позволяет выстроить целостности и установить взаимосвязи между системой ценностей и личностью (участниками образовательного процесса). Ирина Александровна заметила, что в современном мире такой подход в качестве профессионального инструмента очень важен для педагога, так как именно ценности позволяют увидеть в человеке человека; подход открывает возможности определить сущность и специфику содержания тех направлений образования, которые помогают педагогу войти в пространство социума, пространство культуры.

«В образовании ребенка принимает участие не только его семья и педагоги, но и создатели предметно-пространственного мира: композиторы, музыканты, художники, – считает Ирина Александровна. – Все это очень умело переплетается в нашем мире и влияет на становление ребенка как личности».

«Культурные практики как средство обогащение социокультурного пространства детства» представила профессор кафедры философии и культурологии УлГПУ им. Ульянова Анна Юрьевна Тихонова. Спикер рассказала, что культурные практики – это привычные для ребенка способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с уникальностью жизни человека, содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми, а также апробациями новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов:

«Инициаторами культурных практик являются, что безусловно, сам педагог, обучающийся и окружающий мир. Они инициируют познавательные интересы, исследовательские мотивы, а «двигателем» культурных практик являются инициативность, свобода человека, а также его самостоятельность. Освоение же культурных практик проходит путем социализации, инкультурации и акультурации».

Завершая доклад, эксперт рассказала об опыте УлГПУ в реализации культурных практик обогащения социокультурного пространства детства, в рамках которых идет подготовка и реализация проектов:

  • «Культурный дневник школьника» интерактивные задания, направленные на творчество и самоопределение, созданные студентами;
  • «Туристические маршруты школьника» проект по интеграции туристических маршрутов в образовательные программы учебных заведений Ульяновской области: уроки краеведения, маршруты, разработанные сообществом преподавателей и студентов, а также разовые образовательные мероприятия;
  • «Культурные практики студентов» проект, который помогает реализовать творческие идеи студентов при полном погружении в социокультурную среду вместе с преподавателями.

О «Медиакоммуникациях в воспитательной деятельности образовательных организаций» рассуждала проректор по связям с общественностью МПГУ Татьяна Николаевна Владимирова:

«В современном техногенном обществе, где роль СМИ выросла в несколько раз, появился новый пласт культуры – медиакультура, которая укрепляется и транслируется средствами массовой коммуникации, – говорит Татьяна Николаевна. – Современный уровень развития медиа позволяет очень быстро обмениваться смыслами, заложенными в произведениях культуры. Таким образом происходит процесс налаживания «диалога культур», что приводит к взаимопониманию, взаимообогащению и воспитанию поколений».

Педагог должен помочь обучающимся разобраться в этом большом информационном потоке, который часто бывает наполненным недоброкачественной продукцией. Самому педагогу овладеть этим навыком поможет медиаобразование – обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике. Путем отбора качественной информации и умения отличать фейк от правды педагог может научить детей правильно выбирать контент для обучения на просторах Интернета.

Завершила пленарную часть конференции доцент кафедры теории, истории литературы и методики преподавания литературы ПГГПУ Ольга Павловна Лопатина с докладом «Вербальный имидж современного педагога как эффективный ресурс профессионального роста», акцентировав, что обучающиеся выстраивают свое отношение с педагогом именно за счет таких концептов, как интеллектуальная культура, кинетическая культура, габаритная культура и речь:

«Главный вывод, к которому мы пришли в исследованиях вербального имиджа, – он формируется в любом случае и происходит это либо осознанно, тогда он работает на решение профессиональных задач, либо стихийно, но влияние на процессы решения профессиональных задач неконтролируемо».

Результатом исследований стал проект «Пермская школа коммуникативных технологий»: трекеры «Речевого этикета педагога»; квиз-игра «Заговори, чтобы я понял, кто ты» и программа «Языковой паспорт педагога», которая несет в себе образовательную миссию: получение студентами знаний и навыков формирования имиджа будущих педагогов.

Продолжилась конференций работой по трекам «Педагогическое образование в современных условиях: ориентиры и перспективы развития», «Потенциал научных исследований для профессионального развития педагога», «Влияние инновационных образовательных практик на развитие педагогического образования», «Практики развития человеческого потенциала в общем, профессиональном и высшем образовании».

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER