Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Трехуровневая стратсессия по экономической безопасности завершилась на ТЭФ

Кафедра экономики и предпринимательства ТЭФ в течение трех лет реализует научное направление «Экономическая безопасность». На глобальном уровне это понятие трактуют как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, а на локальном – как свой личный вклад в общее стратегическое дело страны в этот сложный период. Именно этой теме были посвящены три круглых стола, прошедших на факультете: «Преподавание экономических дисциплин в контексте ценностно-смысловых доминант», «Традиционные отечественные ценности как механизм обеспечения экономической безопасности» и «Брендирование и идентификация в экономике социальной сферы».

Если глобальных вопросов данной дефиниции педагоги касаются в рамках своих программно-тематических модулей, направляя и руководя процессом усвоения материала в заданном ключе, то практическая локальная часть требует постоянного поиска технологий реализации направления, смены подходов, форм, методов и приемов.

В самом начале работы трехуровневой стратсессии зав. кафедрой Анастасия Игоревна Копытова озвучила компоненты экономической безопасности, которые определяются такими факторами, как:

  1. Идеологическая компонента в системе преподавания экономических дисциплин.
  2. Традиционный фактор преемственности в социально-экономических системах.
  3. Знаниевый, когнитивно осмысленный той ценностно-смысловой доминантой, которая предлагается в качестве доминанты для обеспечения социально-экономической и политической стабильности.

«Как заведующая кафедрой, я должна быть озадачена в первую очередь поиском именно духовно-нравственной скрепты. Ведь экономика всегда была как раз тем связующим звеном, которое направлено на популяризацию идеологических компонентов, так или иначе всегда выступающих факторами стабильности любого социума».

На каждой площадке студенты ТЭФ выступили в качестве активных участников с методическими, содержательными и технологическими предложениями. Каролина Шараль, студентка 711 группы, которая является активным участником подобных мероприятий и ведет научную деятельность, констатировала:

«Знание своей культуры, обычаев, традиций наполняет гордостью. Хочется как-то помочь тем, кто в сложнейших условиях отстаивает наши в первую очередь духовно-нравственные универсалии, днем и ночью рискуя своей жизнью. Я могу это сделать, популяризируя экономические знания, которые, как никакие другие, сегодня помогают понять сложнейшие процессы социума».

Заключительный круглый стол был посвящен вопросам брендирования и идентификации в экономике социальной сферы. На старте работы были кратко объяснены основные компоненты брендирования, символы и смыслы. Ценностные универсалии и язык бренда отрабатывались уже в ходе проведения научной встречи.

Привычная технология докладов была существенно расширена студентами: некоторые пожелали выступить в качестве экспертов-организаторов. Осуществляя инновационную технологию nadginga (наджинг – теория мягкого подталкивания), педагогам удалось вызвать дискуссию, применить инновационные модели геймификации, определить личностные коридоры для стартапа.

В ходе обсуждения были подняты следующие вопросы:

  • экономическая культура и ценности как фактор традиционного и инновационного развития экономики;
  • ценностно-смысловые доминанты в системе личной идентификации педагога в цифровой среде;
  • проблема замещения в современном брендировании;
  • символы и смыслы современных брендов.

Технологией реализации круглого стола была интерактивная коучинговая деятельность. В роли главного коуча выступила студентка 771 группы Александра Гайдук, которая изучает геймификацию как педагогическую технологию в системе преподавания экономических дисциплин:

«Преподавать экономику старыми методами и приемами в новых цифровых реалиях, с обширным информационным доступом для школьников нецелесообразно. Это ведет к потере интереса и мотивации, отторжению от обучения. Такое состояние достаточно опасно, потому что внутренний протест может повлечь за собой и дальнейшие неконструктивные личностные проявления. Я хочу научиться говорить со школьниками на их языке, основываясь на возрастных особенностях и личностных ориентирах. Только так я смогу помочь им понять реальность и найти свое место в ней».

Совместная работа студентов группы 791 была представлена ментальной картой деятельности компании в условиях импортозамещения. Ментальная карта по некоторым исследованиям может являться структурным компонентом бренда, задавая определенный язык брендовому высказыванию. Участники мероприятия отвечали на вопросы, предлагали свои стратегические решения. Определена и судьба студенческого проекта: было решено разместить карту в факультетской зоне отдыха для отработки ярко проиллюстрированных экономических понятий, представленных на ней.

После была предложена поисковая работа с уже известными пасхалками. Участники отрабатывали профессиональный язык брендовых коммуникаций. С данным проектом, как решили участники, можно выходить на аудитории школьников в качестве внеклассного мероприятия в каникулярное время.

Круглый стол «Проблемы брендирования и идентификация в экономике социальной сферы» способствовал развитию личностных (каким должен быть мой экономически осмысленный образ мира; какой я для себя подберу личный бренд; как он будет отражать мои личностные позиции); предметных (какие знания мне необходимы, чтобы комплексно увидеть образ новой экономической реальности); метапредметных (какие знания из других областей мне потребуются для системного видения мира; какие скрепты идеологического, духовно-нравственного толка мне для этого необходимы и почему) компетенций.

«Интерактивные практики помогли эмоционально прочувствовать и логически понять экономические процессы социума, – говорит студент ТЭФ Дмитрий Митрошенко. – Через игру мы познаем действительность, это воздействует не напрямую, не навязывая стереотипы, которые затерлись, а исподволь ведя нас к цели, направляя и формируя личностные предпочтения. Я понял, какое огромное значение имеет традиционная доминанта: это исторический опыт моего народа, он дает мне знания не только о прошлом, но и помогает стратегически предвидеть будущие процессы».

Подводя итоги, педагоги ТЭФ отметили, что экономика может стать той информационно-воспитательной площадкой, где будут отрабатываться идеологические, духовно-нравственные, социально-экономические универсалии социума как главные компоненты экономической безопасности и политической стабильности. Слово, насыщенное экономическими когнитивными компонентами, может помочь развитию конструктивного нелинейного мышления, которое способно справиться с любыми фейками и научить этому других.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER