Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

«Университетские смены»: первые выходные школьников ЛНР в ТГПУ

Проект «Университетские смены» реализуется без перерыва: каждый день наполнен образовательными и культурными мероприятиями. Так, в первые выходные в Томском Педагогическом дети из Луганской народной республики научились работать в команде, пообщались с психологом, презентовали отряды творческими номерами и совершили культурное путешествие по Томской области.

Как и программа каждого дня смены, субботнее утро началось с информационного сбора. Участники получили установки на день, зарядились эмоциями через танцы и даже поучаствовали в конкурсе, смогли проявить усвоенные знания и выиграть настоящий томский сувенир – упаковку кедровых орешков. 

Цепь активностей «Академия добра» включила мероприятия на командообразование и сплочение, встречу с психологом и другими интересными людьми, готовыми передать ценный опыт.

Под руководством психолога смены, преподавателя кафедры социальной педагогики ФПСО ТГПУ Аллы Анатольевны Лыба ребята прошли стартовое анкетирование и ответили на вопросы об ожиданиях от смены, желаниях в новом городе, своих страхах и сомнениях. Так было выявлено, что у большинства сменовцев в целом отсутствовало знание о пункте назначения – городе Томск, опасались они быть непонятыми на новом месте, а желали набрать максимум интересных знаний, получить новые навыки и обрести новых друзей. 

Эксперты смены отметили, что уже на второй день школьники признавались в легкости чувствовать себя открыто, отсутствии страха участвовать в активностях и интересе от ощущения интриги: что же еще заготовлено.

«В целом ребята настроены позитивно, во время рефлексии после занятия отзывы были хорошие, – говорит Алла Анатольевна. – Есть в каждом отряде по несколько человек, которым нужно чуть больше времени на адаптацию: они пока менее активны, но это может быть и чертой характера, а не психологической проблемой. Вожатые упоминали, что некоторые дети говорят про взрывы и пугаются резких звуков, но они дети, их психика пока достаточно гибкая, поэтому во время занятия работали, как все. Не было ни одного ребенка, который отказался бы что-то делать».

Работу с детьми провел и медицинский работник смены, который выявил у некоторых участников симптомы определенных заболеваний. В Томске такие ребята пройдут медицинскую диагностику.

Важным стал диалог школьников с добровольцами поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», представители которого рассказали о том, как вести себя, если потерялся, дали несколько советов по выходу из подобной ситуации и научили грамотно распределять обязанности там, где за дело ответственен не один человек.

Прокачать навыки работы в команде школьники смогли в игре «Пойми меня», выполняя задания, которые набирали сложность: от интуитивного определения своего сокомандника и до попытки понять собеседника, который использует лишь мимику и жесты.

«Ребята приехали из разных районов, которые на протяжении последних восьми лет были подвержены влиянию агрессивного режима. Многие из них говорят преимущественно на украинском языке, другие – на русском. Поэтому первые адаптационные дни были направлены на сплочение через формирование уважения друг к другу с учетом различий, к любому языку, на понимание общности нашего народа, – комментирует руководитель смены в ТГПУ Наталья Михайловна Косовских. – Мы ведем мягкую работу по командообразованию. Три отряда были составлены из разновозрастных представителей не только разных школ, но и разных районов. Начали с закрепления знакомства, упражнений на сплочение через диалоги, отработку навыков взаимодействия, правил коммуникации. Как известно, общее дело объединяет, поэтому все задачи, а особенно творческие, положительно воспринимаются детьми, они с удовольствием вместе ищут их решения».

Отличную командную работу дети проявили на творческом вечере презентации отрядных визиток «Звезда по имени...», представив танцевальные и песенные номера, перевоплотившись в современных мальчиков-зайчиков и удивив друг друга исполнением акробатических элементов. А после обсудили успехи дня, собравшись на огонек «Сказки, рассказанные на ночь», где в обстановке открытости смогли пообщаться, поделиться впечатлениями и разделить эмоции.

«Мне в Томске очень нравится! Очень красивый город, добрые люди, – говорит участник Александр Костромцов. – Я отлично настроен на продолжение участия в смене, потому что здесь много интересного, однако не сказать, что легкого: необходимо иногда «работать мозгом», придумывать что-то самостоятельно». 

В воскресенье команда смены отправилась в гости к казакам в Семилуженский острог, где узнала о его устройстве и назначении, принципах создания. Поговорили о необходимости церкви, которая в томском остроге тоже есть, – это воссозданная Часовня св. Николая Чудотворца, ее дети смогли посетить и даже позвонить в колокол. Понравились им и традиционные казачьи забавы – игра в топорики, стрельба из лука и знакомство с казачьим оружием.

Следующей локацией стал томский Музей славянской мифологии. Там прошла экскурсия «Восхождение к истокам». Детям рассказали о язычестве, познакомили с персонажами славянской мифологии. Беседа была интерактивной: ребята смогли поделиться своими знаниями, например, о характере и особенностях поведения Бабы Яги, а экскурсовод раскрыть другие отличительные черты и трактовки образа чародейки.

Вечер провели в просмотре российских фильмов и чтении классической художественной литературы. Каждый смог выбрать занятие по интересам, а на во время рефлексии рассказать о произведении и порекомендовать его новым друзьям. 

 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER