Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Из истории Томского Педагогического

В преддверии праздничных событий 120-летия ТГПУ, которые мы отмечаем 3, 4, 5 октября, открываем рубрику «Из истории Томского Педагогического», рассказывающую о ключевых событиях становления нашего университета.

13 июля 1907 год

30 июня (13 июля) 1907 года Высочайшим приказом по гражданскому ведомству директором Томского учительского института был назначен педагог Иван Александрович Успенский, выпускник Московской духовной академии со степенью кандидата богословия, с опытом работы в Томской духовной семинарии и Томской Мариинской женской гимназии.

Иван Александрович происходил из потомственной священнической семьи. Родился 1 ноября 1867 года в с. Алешкова Ростовской области. В 1885 году поступил в Ярославскую духовную семинарию, по окончании которой выдержал высокий конкурс в Московскую духовную академию. После успешного окончания в 1894 году Академии со степенью кандидата богословия И.А. Успенский направляется на работу помощником инспектора Томской духовной семинарии. С самых первых дней педагогической деятельности Успенский придерживался принципов отеческого отношения к студентам и проявлял к каждому неподдельный живой интерес.

«Я не подлаживаюсь под букву закона, под их циркуляры. Выше циркуляров я ставлю совесть и честь ученика», – таким был основной постулат его педагогики.

В 1907 году он назначается на должность директора Томского учительского института, на период директорства пришлось время расцвета института. Отношение к студентам у И.А. Успенского было исключительно доброжелательным и требовательным одновременно, но требовательность не переходила границ уважения к личности. Вот как о нем вспоминает один из выпускников Томского учительского, известный детский писатель А.М. Волков, автор повести «Волшебник Изумрудного города»:

«9 часов 15 минут. Наш директор, Иван Александрович Успенский, добродушный толстячок среднего роста и средних лет, ходит по коридорам и тушит горящие без надобности лампочки... Наш милейший Иван Александрович превратил Томский учительский институт в какую-то совершенно свободную, самоуправляющуюся коммуну. Плохо ли это было? Я думаю – очень хорошо! Успеваемость была высокая, хотя мы ходили только на уроки тех преподавателей, которые вели их хорошо. А у других сидели для приличия и зевали там по 7–8 человек в порядке строгой очередности. Нарушений дисциплины не было, потому что ее, формальной дисциплины, с нас не требовали. Были и наши порядки результатом того, что недавно отгремела и еще не совсем затихла первая русская революция? Не могу этого утверждать. Ведь в других учебных заведениях в эпоху реакции гайки были завинчены еще туже. Думаю, что дело было в большом педагогическом такте нашего директора. Успенский понимал, с кем имеет дело, доверял нам, и не без основания. Взять хотя бы его отношение к нашим сходкам. Мы собирались в актовом зале, выступали с горячими речами, пели революционные песни, и все это не имело никаких последствий. Другой педант-директор вызвал бы полицию, начались бы репрессии, многие полетели бы из института. А у нас ничего такого не случалось, ни один учащийся не пострадал зa свои революционные убеждения».

13 июля 1931 год

Cогласно постановлению Совета народных комиссаров РСФСР от 13 июля 1931 года №735 педагогический факультет ТГУ был преобразован в Томский индустриально-педагогический институт. C 15 июня 1933 года во всех документах вуза вместо названия «Томский индустриально-педагогический институт» стало применяться другое наименование: «Томский государственный педагогический институт».

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER