Педагоги ТГПУ продолжают реализацию курсов переподготовки для учителей ЛНР
В рамках проекта по переподготовке педагогов освобожденных территорий Луганской народной республики кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и методики обучения истории и обществознанию ИФФ ТГПУ Павел Леонидович Нестеренко провел две лекционные встречи с коллегами.
Проект реализуется по инициативе Министерства просвещения России. Повышение квалификации ведется для учителей ЛНР и ДНР:
«Мы плотно взаимодействуем с Луганским педагогическим университетом, с Донецким государственным университетом, проводим аттестацию учителей, чтобы все те вопросы, которые есть у них, мы могли снять, вместе обсудить и подготовиться к новому учебному году», – сказал министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов.
С Луганским государственным педагогическим университетом, на базе которого сейчас ведутся КПК, тесно взаимодействует и Томский Педагогический: в начале июля этого года вузы подписали договор о сотрудничестве, а в середине месяца педагоги ТГПУ начали переподготовку учителей ЛНР. Открыли программу лекции по литературе и истории. В историческом блоке по запросу со стороны ЛНР были раскрыты две темы: «Предпосылки и условия возникновения Февральской буржуазной демократической революции 1917 года» и «Культурная жизнь России в годы революции и гражданской войны».
«Главная цель моих лекций – помочь коллегам – школьным учителям-историкам Донбасса лучше понять историю России. У нас общая история, а, стало быть, и общее будущее», – говорит доцент ТГПУ П.Л. Нестеренко, педагог встреч.
Выбор тем был обусловлен желанием луганчан познакомиться с определенными сюжетами из истории революции 1917 года и Гражданской войны. Кроме предметных знаний, учителя смогли перенять методику преподавания, умения грамотно и без навязывания передать материал ученикам. Павел Леонидович отмечает, что каждая сюжетная линия выбранных тем важна для понимания происходящих процессов того времени.
Например, чтобы вникнуть в предпосылки Февральской буржуазной демократической революции 1917 года, важно знать, в каком положении находилась Российская империя во время Первой мировой войны: социально-экономический и политический кризисы привели Россию в тупик, когда с одной стороны голодающий народ, а с другой – затянувшаяся война, которая велась на ее территории.
«Часть территорий Россия утрачивает. Растет социальное напряжение. Люди бегут с прифронтовых территорий в крупные города, где не могут справиться с таким резким наплывом, – комментирует педагог. – Все это приводит к тому, что развивается протестное движение. Ежегодно в митингах, стачках, забастовках принимало участие 500 тыс. человек. В это же время в других странах показатели были в шесть, а то и семь раз ниже».
Нельзя упускать из виду и тот факт, что культурный вопрос – один из самых важных в процессе создания принципиально новой политической системы, когда ликвидируются старые государственные учреждения (Государственный совет, министерства, местные органы самоуправления – городские думы и земства) и переосмысливаются приоритеты как во внешней, так и во внутренней политике. Все это привело к необходимости создать новый тип культуры, образования, научного знания и вовлечь в этот процесс максимальное количество населения. Легко провести прямые связи между событиями внутренней и внешней политики сегодня и тогда: вопросы развития военно-промышленного комплекса Российской империи в годы Первой мировой войны; культурно-просветительская и идеологическая работа; объединенная союзническая интервенция против Советской России времен Гражданской войны; политика Запада в отношении СССР в последующие десятилетия.
«Изучая опыт государственного развития в прошлом, необходимо формировать устойчивую историческую память поколений, совершенствовать систему нынешней профессиональной подготовки школьных педагогов-историков, воспитывать людей патриотического склада ума и образа жизни в целом», – делится мыслями Павел Леонидович.
После окончания лекции слушатели-учителя смогли задать интересующие вопросы и получить развернутые ответы. Также они попросили педагога из ТГПУ поделиться теоретическими и иллюстрационными материалами, чтобы больше углубить свои познания в истории России, а в будущем ориентироваться на них при ведении уроков для школьников.
В течение этой недели учителя из ЛНР пройдут две лекции и по литературе: «Основные тенденции развития истории русской литературы 1960-2010 годов» и «Современная русскоязычная детско-юношеская литература». Их проведет Елена Александровна Полева, проректор по научной работе ТГПУ, директор «Сибирского научно-образовательного центра изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» ТГПУ, кандидат филологических наук.