Из истории Томского Педагогического: сентябрь. Один день из жизни студента
Порядки в Томском учительском институте в первые годы его существования установились довольно строгие.
Первый директор института В.П. Щепетев составил «Правила для воспитанников Томского учительского института», которые были по примеру правил Санкт-Петербургского учительского института с небольшими изменениями, связанными с особенностями сибирского климата и местными традициями. Этими правилами предусматривалось четкое выполнение режима внутренней и классной дисциплины; регламентировались посещения студентов родственниками и отпуска для обучающихся; устанавливались условия помещения и содержания больных в лазарете; порядок и очередность проведения занятий в городском училище; нормы поведения будущих учителей. Строгие правила были характерны для всех учебных заведений любого ранга.
День студентов Учительского института начинался в 7 часов утра с молитвы и первого завтрака, состоявшего из чая с белым хлебом. До 9 утра студенты повторяли домашние задания, а с 9 до 12 часов были занятия, после которых следовал получасовой второй завтрак (горячее мясное блюдо и белый хлеб). Затем до половины четвертого вновь продолжались лекции и практические занятия. Обед в Учительском институте состоял из двух, а по праздникам – из трех блюд. После обеда до 6 вечера студенты были свободны. В 9 часов вечера подавали ужин – горячее мясное блюдо. После ужина до 23 часов следовало готовиться к занятиям, а затем – отправляться спать.
Обед в столовой Томского Учительского
Накануне воскресных дней и в праздники будущим учителям полагалось посещать богослужение в ближайшей церкви. К 1910 году были внесены некоторые дополнения к Правилам: введение нового параграфа «Об участии воспитанников в ведении артельного хозяйства». Педагоги считали важным приобщать студентов к самостоятельному ведению хозяйства и экономному расходованию отпускаемых на содержание института и самих студентов сумм. Этот опыт должен был пригодиться в будущем молодым мужчинам, как в самостоятельной семейной жизни, так и профессиональной работе учителями городских училищ.
Для заведования артельным хозяйством избирали на три месяца артельщика – воспитанника второго курса и его помощника из числа первокурсников. Студентов третьего курса освобождали от хозяйственных забот, так как они более других были заняты в городском училище при институте и должны были готовиться к выпускным экзаменам. В помощь артельщику (его называли завхозом) ежедневно назначались дежурные. В обязанности завхоза входили своевременная закупка продуктов, наблюдение за условиями их хранения, составление меню, контролирование чистоты помещений и работы кухонной прислуги. Артельное хозяйство велось под непосредственным наблюдением директора института и при поддержке советами и услугами эконома института.
Александр Волков, студент Томского Учительского (1910–1913 гг.), автор «Волшебника Изумрудного города»
Студенты Томского Учительского (1915 г.)
По воспоминаниям А.М. Волкова, студента и в дальнейшем автора «Волшебник Изумрудного города», стипендия обучающегося была вполне приличной:
«Наша стипендия по тем временам была очень приличная: 200 рублей в год... Этого вполне хватало на все наши потребности...»
Чтобы представить себе покупательную способность ежемесячной стипендии в 16 рублей 66 копеек, приведем цены в Томске в 1909–1912 гг. на некоторые продукты питания: килограмм мяса стоил 22–34 коп., сотня яиц 1 руб. 20 коп., килограмм сливочного масла – 84–97 коп., килограмм хлеба – 7–12 коп., бутылка пива – 11 коп., пара обуви в среднем – около 12 руб., метр ситца – 15 коп., килограмм мыла – 11 коп.
«Питание одному воспитаннику в месяц стоило 4–5 рублей. Верхняя одежда – форменная тужурка, брюки и форменное пальто – шинель на подкладке, иногда теплой, стеганной на вате – коллективно заказывалась магазину в кредит под летнюю стипендию. Стоимость комплекта 30–35 рублей. Огромное светлое и чистое помещение служило спальней. Кровать, матрац, подушка и спальное белье, еженедельно сменявшееся обслуживающим персоналом, были казенными», – так вспоминали воспитанники Томского Учительского о своей студенческой жизни.
На казенный счет относились расходы по содержанию пансиона и прислуги (кочегара с двумя помощниками, уборщиц, швейцара, караульных, кухонных работников и конюхов). Порядок жизни в институте должен был соответствовать строгим правилам, утвержденным попечителем Западно-Сибирского учебного округа. Режим в интернате не менялся годами, лишь небольшие изменения в праздники: «Накануне праздничных дней в 6 часов вечера в институтском храме всенощное бдение, в праздники же и воскресные дни – литургия в 9 часов утра» (из отчета директора института А.И. Успенского в 1915 году).
В свободное время студенты Томского Учительского проводили досуг в соответствии со своими интересами. По субботам устраивались танцы под фисгармонию. Несколько раз в год воспитанниками организовывались большие концерты, литературно-музыкальные вечера, спектакли, которые заканчивались играми и танцами до 2–3 часов ночи. Разумеется, очевидные нарушения общежития не допускались. Были среди воспитанников и «охотники посетить ресторан, пивную», которые и в будни возвращались в институт поздно ночью в «приподнято-веселом» или даже «излишне-веселом» настроении. Виновников нарушения правил наказывали, но если об этом становилось известно полиции и попечителю, директор института, как правило, брал вину на себя, а нарушителям делал отеческие внушения.
В 1908 году в Томске открылся первый кинотеатр «Метеор» на Обрубе. С этого времени его посещение стало излюбленным времяпрепровождением томичей, а также студентов Томского Учительского. Кинематографом обзавелись и различные общественные организации, приглашая на просмотры фильмов широкую публику. Кино того времени было немое и черно-белое.
По материалам книги М.П. Войтеховской и С.А. Кочуриной «От Учительского института к педагогическому: роль традиции в формировании советской модели педагогического образования в Томске» (2021 г.).