Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Из истории Томского Педагогического: сентябрь. Один день из жизни студента

Порядки в Томском учительском институте в первые годы его существования установились довольно строгие. 

«Правила для воспитанников Томского учительского института» (первая страница)

Первый директор института В.П. Щепетев составил «Правила для воспитанников Томского учительского института», которые были по примеру правил Санкт-Петербургского учительского института с небольшими изменениями, связанными с особенностями сибирского климата и местными традициями. Этими правилами предусматривалось четкое выполнение режима внутренней и классной дисциплины; регламентировались посещения студентов родственниками и отпуска для обучающихся; устанавливались условия помещения и содержания больных в лазарете; порядок и очередность проведения занятий в городском училище; нормы поведения будущих учителей. Строгие правила были характерны для всех учебных заведений любого ранга.

День студентов Учительского института начинался в 7 часов утра с молитвы и первого завтрака, состоявшего из чая с белым хлебом. До 9 утра студенты повторяли домашние задания, а с 9 до 12 часов были занятия, после которых следовал получасовой второй завтрак (горячее мясное блюдо и белый хлеб). Затем до половины четвертого вновь продолжались лекции и практические занятия. Обед в Учительском институте состоял из двух, а по праздникам – из трех блюд. После обеда до 6 вечера студенты были свободны. В 9 часов вечера подавали ужин – горячее мясное блюдо. После ужина до 23 часов следовало готовиться к занятиям, а затем – отправляться спать. 

2Обед в столовой Томского Учительского

Накануне воскресных дней и в праздники будущим учителям полагалось посещать богослужение в ближайшей церкви. К 1910 году были внесены некоторые дополнения к Правилам: введение нового параграфа «Об участии воспитанников в ведении артельного хозяйства». Педагоги считали важным приобщать студентов к самостоятельному ведению хозяйства и экономному расходованию отпускаемых на содержание института и самих студентов сумм. Этот опыт должен был пригодиться в будущем молодым мужчинам, как в самостоятельной семейной жизни, так и профессиональной работе учителями городских училищ.

Для заведования артельным хозяйством избирали на три месяца артельщика – воспитанника второго курса и его помощника из числа первокурсников. Студентов третьего курса освобождали от хозяйственных забот, так как они более других были заняты в городском училище при институте и должны были готовиться к выпускным экзаменам. В помощь артельщику (его называли завхозом) ежедневно назначались дежурные. В обязанности завхоза входили своевременная закупка продуктов, наблюдение за условиями их хранения, составление меню, контролирование чистоты помещений и работы кухонной прислуги. Артельное хозяйство велось под непосредственным наблюдением директора института и при поддержке советами и услугами эконома института.

Александр Волков, студент Томского Учительского (1910–1913 гг.), автор «Волшебника Изумрудного города»

Евгений Попов, студент Томского Учительского (1910–1913 гг.)

5Студенты Томского Учительского (1915 г.)

По воспоминаниям А.М. Волкова, студента и в дальнейшем автора «Волшебник Изумрудного города», стипендия обучающегося была вполне приличной:

«Наша стипендия по тем временам была очень приличная: 200 рублей в год... Этого вполне хватало на все наши потребности...»

Чтобы представить себе покупательную способность ежемесячной стипендии в 16 рублей 66 копеек, приведем цены в Томске в 1909–1912 гг. на некоторые продукты питания: килограмм мяса стоил 22–34 коп., сотня яиц 1 руб. 20 коп., килограмм сливочного масла – 84–97 коп., килограмм хлеба – 7–12 коп., бутылка пива – 11 коп., пара обуви в среднем – около 12 руб., метр ситца – 15 коп., килограмм мыла – 11 коп.

«Питание одному воспитаннику в месяц стоило 4–5 рублей. Верхняя одежда – форменная тужурка, брюки и форменное пальто – шинель на подкладке, иногда теплой, стеганной на вате – коллективно заказывалась магазину в кредит под летнюю стипендию. Стоимость комплекта 30–35 рублей. Огромное светлое и чистое помещение служило спальней. Кровать, матрац, подушка и спальное белье, еженедельно сменявшееся обслуживающим персоналом, были казенными», – так вспоминали воспитанники Томского Учительского о своей студенческой жизни.

На казенный счет относились расходы по содержанию пансиона и прислуги (кочегара с двумя помощниками, уборщиц, швейцара, караульных, кухонных работников и конюхов). Порядок жизни в институте должен был соответствовать строгим правилам, утвержденным попечителем Западно-Сибирского учебного округа. Режим в интернате не менялся годами, лишь небольшие изменения в праздники: «Накануне праздничных дней в 6 часов вечера в институтском храме всенощное бдение, в праздники же и воскресные дни – литургия в 9 часов утра» (из отчета директора института А.И. Успенского в 1915 году).

Летний ресторан с открытой террасой в Буфф-саду (1908 г.)

В свободное время студенты Томского Учительского проводили досуг в соответствии со своими интересами. По субботам устраивались танцы под фисгармонию. Несколько раз в год воспитанниками организовывались большие концерты, литературно-музыкальные вечера, спектакли, которые заканчивались играми и танцами до 2–3 часов ночи. Разумеется, очевидные нарушения общежития не допускались. Были среди воспитанников и «охотники посетить ресторан, пивную», которые и в будни возвращались в институт поздно ночью в «приподнято-веселом» или даже «излишне-веселом» настроении. Виновников нарушения правил наказывали, но если об этом становилось известно полиции и попечителю, директор института, как правило, брал вину на себя, а нарушителям делал отеческие внушения.

В 1908 году в Томске открылся первый кинотеатр «Метеор» на Обрубе. С этого времени его посещение стало излюбленным времяпрепровождением томичей, а также студентов Томского Учительского. Кинематографом обзавелись и различные общественные организации, приглашая на просмотры фильмов широкую публику. Кино того времени было немое и черно-белое.

По материалам книги М.П. Войтеховской и С.А. Кочуриной «От Учительского института к педагогическому: роль традиции в формировании советской модели педагогического образования в Томске» (2021 г.).

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER