Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

В ТГПУ состоялось международное обсуждение детской и подростковой литературы

В ТГПУ состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Детская и подростковая литература: подходы к анализу, практики чтения, региональный контекст изучения», посвященная 120-летию Томского государственного педагогического университета. Организаторами выступили представители Сибирского научно-образовательного центра изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения ТГПУ и Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева.

На пленарном заседании были представлены доклады спикеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Томска. С приветственным словом выступила проректор по научной работе ТГПУ Елена Александровна Полева:

«Мне радостно осознавать, что к конференции подключились все партнеры, участники из разных городов России, из Беларуси, среди которых исследователи, студенты и просто читатели. Хотелось отметить, что мы проводим наше мероприятие в Научной библиотеке имени А.М. Волкова, выпускника Томского учительского института и создателя знаменитых сказочных повестей, среди которых «Волшебник Изумрудного города».

В научных трудах, представленных на пленарном заседании, были обозначены основные векторы развития современной детской литературы и ее роль в образовании детей. Так, Екатерина Андреевна Асонова, зав. лабораторией социокультурных образовательных практик, кандидат педагогических наук (МГПУ), специалист в области детского и подросткового чтения, представила доклад «Современная литература для детей и подростков и информальное образование».

Основным фокусом в выступлении спикера стало осмысление роли современной детской литературы в формировании личности ребенка и подростка. По мнению выступающей, чтение становится инструментом информального (свободного) образования человека, это обучение дома, в повседневной жизни, самообразование посредством чтения, просмотра фильмов и другой повседневной деятельности без образовательной цели.  Ребенок или подросток самостоятельно выбирает книги, формирует на основании списка свое представление о мире. Современное чтение, отметила спикер, перестает быть приватным, читатель может получать оценочную информацию на форумах, в читательских клубах, что в целом влияет на формирование индивидуальности ребенка и его знаньевого кругозора.

Анастасия Николаевна Губайдулина, литературовед, поэт, член Союза российских писателей, доцент кафедры истории русской литературы ХХ века ТГУ, старший научный сотрудник Института детства РГПУ им. А.И. Герцена, посвятила свой доклад типологии современного формата детских книг «Silent Books» или «Тихие книги». Это вид книг с доминированием иконического языка, который становится инструментом выражения важных культурных и социальных смыслов и ценностей. Основными видами «Тихих книг», по мнению исследователя, являются сюжетные книги, книги-путешествия, виммельбухи, книги с трансформацией образа, книги с интригой, «производственные книги», книги для рисования, книги-оммажи. В докладе были рассмотрены особенности каждого вида книг и причины популярности их у современного читателя.

Елена Сергеевна Корвацкая, член Всероссийской Ассоциации искусствоведов, кандидат искусствоведения, доцент РГПУ им. А.И. Герцена, описала авторские книги художников-иллюстраторов в современном книжном искусстве. В докладе была представлена история создания таких книг, которая началась в авангардном искусстве начала ХХ века. Особую популярность книги художников, когда они выступают авторами, приобрели в ХХI веке.

Также на пленарном заседании были заслушаны доклады, посвященные филологическому анализу отдельной или нескольких книг. Доклад Елены Александровны Полевой «Образ родителя-«жертвы» в современной прозе о детях» был посвящен анализу прозы 1970-х и 2010-х годов о родительско-детских отношениях, в которых родитель оказывается в роли жертвы. Нина Владимировна Барковская (Екатеринбург) говорила о современной юмористической школьной повести на примере книги Аси Петровой «Кто что скажет – все равно». Ирина Николаевна Арзамасцева (Москва) анализировала повесть Э. Веркина «Звездолет с перебитым крылом». 

Секции конференции «Проблематика и поэтика литературы для детей и подростков» и «Детско-юношеское чтение и методика преподавания литературы» работали два дня и логично продолжили намеченные на пленаре литературоведческий и методический векторы исследования детской литературы.

На секции «Проблематика и поэтика литературы для детей и подростков» Марина Владимировна Иванкива (Санкт-Петербург) в докладе «Литературная автобиография животного как проект эпохи Просвещения» рассуждала о дискуссионных проблемах влияния философии картезианства на анималистическую английскую литературу эпохи Просвещения. Ольга Владимировна Дудинских (Белгород) представила работу «Поэтика сердца в произведениях Б. Екимова, Д. Сабитовой, З. Стадник». Аспирант ТГПУ Вера Олеговна Липовка выступила с темой «Художественные приемы актуализации исторической и личной памяти в рассказах Юрия Яковлева о Великой Отечественной войне» и осветила проблему влияния на главных героев рассказов Яковлева военного прошлого через актуализацию категории исторической памяти. Екатерина Владимировна Харитонова (Екатеринбург) в докладе «Мотив книги в цикле Тамары Михеевой «Семь прях»: особенности репрезентации и специфика трансформации» рассмотрела
проблему сложной границы между миром книг и жизнью в рассказах Т. Михеевой.

Первый день работы секции «Детско-юношеское чтение и методика преподавания литературы» открыл доклад Льва Арменовича Григоряна (Москва) «Круг чтения современного младшего школьника: мотивы и предпочтения при выборе литературы ребенком». Автор осветил основные тенденции выбора литературы для досугового чтения ребенком младшего школьного возраста. Активное обсуждение вызвал доклад Екатерины Анатольевны Сафоновой (Томск) о возможностях изучения рэп-текстов в школе на уроках литературы. Практикующий учитель Дарья Николаевна Никитина (Северск) продемонстрировала возможности применения артпедагогики на уроках литературы. Татьяна Алексеевна Байдагулова (Томск) поделилась результатами освоения технологии кейс-стади в рамках изучения школьниками жанра рождественского рассказа.

Ксения Сергеевна Киктева (Москва) с докладом «Книжный клуб для детей и подростков как образовательная технология (по материалам интервью с модераторами)» дала старт работе второго секционного дня конференции. Доклад исследователя был посвящен анализу данных интервьюирования модераторов книжных клубов Москвы, познакомил слушателей с особенностями функционирования книжного клуба как образовательной технологии. Екатерина Витальевна Гуляева (Курск) рассказала о специфике изучения текстов региональных писателей на уроках литературы. Анна Николаевна Кантомирова-Гайворонская представила опыт интерпретации лирики о детстве Д. Самойлова, уделив отдельное внимание особой роли отца в творчестве писателя. Екатерина Романовна Лукьянченко (Томск) раскрыла тему подготовки к итоговому сочинению в школе с помощью обучения методике анализа художественного текста. Студентка ИФФ Анастасия Валерьевна Степанова (Томск) представила методическую разработку урока по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, исследовательской находкой автора стал интертекстуальный подход к тексту – через сопоставление романа и песни группы «Белая гвардия». О вопросах приобщения к художественной литературе детей дошкольного возраста рассказали Ольга Николаевна Родионова и Надежда Викторовна Юдникова (Томск). Завершил секцию доклад Дарьи Леонидовны Ткачук (Томск), обобщивший проблемное поле конференции.

II Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная детско-юношеской литературе и вопросам формирования культуры чтения, привлекла около двухсот неравнодушных исследователей из России и Беларуси, ее итоги послужат ступенью в решении проблем формирования культуры и популяризации детско-юношеского чтения.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER