ТГПУ завершил Всероссийский фестиваль профориентации детей с ОВЗ
В режиме видеоконференцсвязи состоялся заключительный этап ежегодного Всероссийского фестиваля профориентации детей с ОВЗ, который третий год проводится ТГПУ совместно с Департаментом общего образования Томской области и стажировочной площадкой вуза – Моряковской школой-интернатом для детей с ограниченными возможностями здоровья. Новым участником фестиваля стал представитель Луганской народная Республика.
С приветственным словом и первым докладом выступила специалист по учебно-методической работе Центра профориентации и работы с детьми и молодежью ТГПУ, учитель начальных классов ОГКОУ «Моряковская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Татьяна Ивановна Лисовская:
«Фестиваль проходит уже третий год подряд и длится в течение трех месяцев. За это время на платформе ТГПУ «Познавательная академия «Успех» реализуется три мероприятия всероссийского уровня: специальная предметная олимпиада по профильному труду для детей с ОВЗ, конкурс проектов для детей с ОВЗ «Мастер своего дела» и Научно-практическая конференция «Реализация профориентации детей с ОВЗ». В этом году в заочной части фестиваля приняли участие 564 обучающихся и 34 педагога из 36 субъектов РФ: от Приморского края до Луганской народной республики. Количество участников растет, растет также и количество субъектов РФ, из которых присоединяются дети и педагоги. Это значит, что фестиваль востребован, и надо продолжать работу в этом направлении».
В своем докладе о результатах проведения заочного этапа фестиваля Татьяна Ивановна рассказала, что большую часть его участников составили олимпиадники, которых в этом году было более 500. К конкурсу «Мастер своего дела» присоединились 44 автора проектов, впервые были представлены работы в номинациях по гончарному, картонажному, полиграфическому и фотомастерству, а также ландшафтному дизайну. Лидером по количеству проектов стала Удмуртская Республика, представившая семь проектов.
К диалогу подключилась начальник Управления профессиональной ориентации и карьерного развития ТГПУ Татьяна Иннокентьевна Печенкина, которая отметила:
«Одна из главных задач ТГПУ – накапливать различные педагогические инновации и практики, а фестиваль позволяет сделать это, так как здесь мы можем обмениваться опытом, сотрудничать и с преподавателями, и с учениками, и со студентами. Ежегодно Томский Педагогический принимает на обучение ребят с ограниченными возможностями, а студенты выходят на стажировочные площадки в специализированные учреждения, чтобы приобрести опыт работы и взаимодействия с детьми с особенными потребностями, поэтому для нас встреча сегодня и весь фестиваль очень важны».
Затем приветствовала участников заместитель начальника Департамента общего образования Томской области Елена Вениаминовна Вторина.
«Сегодня школа и все что делается в системе общего образования связано с созданием благоприятных условий для ранней профориентации детей, чтобы наши школьники не отставали от тенденций рынка труда. Рада, что география фестиваля ежегодно расширяется, и в этом году к нам присоединилась ЛНР, – сказала она. – Большое спасибо ТГПУ и ректору Педагогического Андрею Николаевичу Макаренко за созданные условия такого тесного взаимодействия».
Участниками заключительного этапа стали обучающиеся и педагоги из 13 регионов России. Каждый из них представил свое исследование на определенную тематику. На фестивале прозвучали доклады, посвященные специфике поддержки детской инициативы в процессе проектной деятельности детей с ОВЗ, удмуртским мотивам в современном платье, преподаванию гончарного дела обучающимся с ОВЗ, привитию трудовых навыков по формированию сферы жизненной компетенции обучающихся с недостатками интеллектуального развития в рамках внедрения ФГОС и др.
Директор Суходольской специальной (коррекционной) школы-интерната ЛНР Светлана Анатольевна Самойлик рассказала о системе работы школы по профессионально-трудовой социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями. Спикер сделала акцент на пользе мастерских в развитии профессиональных навыков детей.
«Работа проходит в два этапа. С 1 по 4 класс мы учим детей элементарным навыкам: застелить постель, следить за своими вещами, за собой. С 5 по 9 классы мы осуществляем профессиональную диагностику обучающихся, консультации, а также проводим занятия, направленные на развитие трудовых и профессиональных навыков, – говорит Светлана Анатольевна. – Уроки трудового обучения, воспитательные мероприятия, кружковая работа, общественно-полезный труд, уроки основ социальной жизни – все это готовит детей к выбору своей будущей работы и более серьезному овладению профессиональными навыками».
Докладчик отметила, что школа поддерживает отношения с различными колледжами Республики и Центром занятости, которые, в свою очередь, проводят для учеников занятия об актуальных и востребованных профессиях. После окончания школы ребята приступают к освоению одной из них: обувщик, портной, ландшафтный дизайнер и т.д. В планах у руководства школы – открыть новую мастерскую, в которой ребят будут обучать обувному делу.
В заключение этапа прошло подведение итогов и обсуждение перспектив дальнейшего взаимодействия в рамках Всероссийского фестиваля профориентации детей с ОВЗ.