Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Традиции и инновации научной школы Л.С. Выготского обсудили на конференции в ТГПУ

Специалисты факультета психологии и специального образования ТГПУ организовали и провели III Всероссийскую с международным участием научно-практическую конференцию «Научная школа Л.С. Выготского традиции и инновации».

Ежегодная конференция, посвященная деятельности Льва Семеновича Выготского и его последователей, была открыта вступительной речью доцента кафедры дефектологии ФПСО Наталии Анатольевны Мёдовой:

«Изучение теоретических основ, заложенных научной школой выдающегося дефектолога, психолога и филолога, важно в деятельности каждого специалиста и актуально по сей день».

Модератор события – доцент кафедры дефектологии ФПСО Анна Иосифовна Сергеева процитировала последователя Выготского Николая Николаевича Вересова:

«Талантливый человек – это тот, кто может попасть в цель, в которую никто попасть не может, а гений – это тот, кто может попасть в цель, которую никто не видит», – открыв этими словами череду научных выступлений участников.

Начальник Управления по развитию информационных систем и электронного документооборота ТГПУ Тимур Тальгатович Газизов представил доклад «Использование журнала «Я как проект» для развития личностных навыков обучающихся», в котором предложил новый подход к рефлексии при написании студентами выпускных квалификационных работ. Он подразумевает ведение общей таблицы, где обучающиеся фиксируют выполненные задачи и ставят себе оценки по итогам проделанных работ.

«Для руководителя это инструмент, который позволяет увидеть успешность выполнения ВКР обучающимися. Для студента же это инструмент собственной мотивации: он видит не только свои проблемы, но и этапы, которые проходит, а в конце понимает, что написать ВКР – не самая простая цель, которая достигается путем решения множества задач», – объясняет Т.Т. Газизов.

Профессор отметил, что роль руководителя в этом деле намного больше, чем человека, который помогает написать определенную исследовательскую работу. Он должен постараться довести студентов до создания окончательного научного продукта – ВКР и показать им, как можно развиваться намного эффективнее. Такой подход к организации рефлексии раскроет потенциал студентов и, как планируется, улучшит качество выполняемых выпускных квалификационных работ.

О многоязычии в социокультурной теории развития ребенка у Л.С. Выготского говорила доцент кафедры дефектологии ФПСО Галина Петровна Обносова. Спикер подняла актуальную проблему обучения детей, оказавшихся в среде, где разговаривают на другом языке.

«По статистике, ежегодно Томск пополняется на 1,5 тысячи человек-мигрантов, а это значит, что это новые семьи и, что закономерно, новые дети, которых надо учить. Среди проблем переезда, с которыми дети могут столкнуться, непонимание языка, на котором говорят их сверстники, учителя, непонимание того, что от них требуют, а также излишнее внимание со стороны других детей», – комментирует эксперт.

Поэтому воспитание детей, непонимающих язык, – задача образовательных учреждений, которая проявляется не только в социокультурной адаптации, но и в необходимом количестве внимания образовательным вопросам при обучении русскому языку. Чтобы адаптация в условиях культурного пространства проходила успешно, необходимо изучать проблемы детей, в частности речевые.

В выступлении Елены Анатольевны Филимоновой, старшего преподавателя кафедры дефектологии, отмечен вклад в развитие отечественной специальной (коррекционной) педагогики и инклюзивного образования учителей, учеников и соратников Л.С. Выготского.

В первой четверти XX века П.П. Блонский, И.А. Сикорский, В.М. Бехтерев, В.П. Кащенко, Г.Я. Трошин, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, С.Т. Шацкий разработали сотни научных положений, имеющих научную и практическую значимость, которыми мы успешно руководствуемся в профессиональной деятельности на протяжении целого века.

WhatsApp Image 2022 12 16 at 19.34.12

Состав участников конференции был представлен не только опытными деятелями науки, но и теми, кто только начинает свое становление в роли ученого: студенты 3 курса ТГПК Оксана Алексеевна Мельман и Анастасия Игоревна Уразова рассказали об «Александре Григорьевиче Литваке и его вкладе в развитие тифлопсихологии».

По словам докладчиков, тифлопсихология – самостоятельная отрасль психологической науки, которая изучает механизмы компенсации слепоты и слабовидения, выявляет потенциальные возможности лиц с нарушением зрения и разрабатывает психологические основы интеграции лиц с нарушением зрения в общество.

Коллектив молодых исследователей обозначил, что Александр Григорьевич является автором боле 140 научных исследований, а его учебник по тифлопсихологии известен не только в нашей стране, но и за рубежом. Его книги раскрывают особенности психологии и поведения слепых и слабовидящих в условиях социальной и зрительной депривации.

«В своих работах он показывал, что только на основе диалектико-материалистической теории познания, заложенной в трудах Выготского, возможно преодоление умозрительного характера ограниченности зарубежных концепций психического развития человека при наличии зрительной патологии, – рассказывают студенты ТГПК. – В общем и целом он внес большой вклад в развитие теоретической и экспериментальной тифлопсихологии».

Кроме уже обозначенных докладов, были озвучены результаты десятков исследований на различные темы, которые раскрывали определенные аспекты научного вклада Л.С. Выготского и его сподвижников. В заключение конференции организаторы поблагодарили присутствующих и пригласили всех принять участие в научном событии в следующем году.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER