Как повысить доказательность результатов педагогического исследования?
В Томском Педагогическом по инициативе сотрудников Научно-исследовательской лаборатории качества научно-педагогических исследований ИРПО прошли курсы повышения квалификации «Прикладной статистический анализ в педагогических исследованиях» для аспирантов и молодых ученых, выполняющих научно-педагогические исследования.
Решение создать данный курс обусловлено запросом и желанием аспирантов и молодых ученых погрузиться в вопросы доказательности результатов своих исследований. На открытии к слушателям обратилась Ольга Рамазановна Нерадовская, зам. директора Института развития педагогического образования ТГПУ, руководитель курсов повышения квалификации:
«Сегодня в процессе подготовки диссертаций все чаще возникают вопросы о корректности представления результатов исследования. На этом этапе начинаются серьезные трудности с доказательной базой, поскольку у аспирантов сложно складываются представления о том, как правильно показать результаты исследования. Это напрямую отражается на качестве самой работы. В этой ситуации помогает осознанное проведение статистического анализа, на что и направлено наше обучение».
Программа «Прикладной статистический анализ в педагогических исследованиях» является новой для педагогического университета. Она призвана повысить доказательность результатов педагогического исследования и включает такие содержательные блоки, как статистические критерии для обработки результатов исследования и алгоритмы их выбора, проведение статистического анализа, особенности интерпретации результатов статистической обработки применительно к современным педагогическим исследованиям и другие.
«Я присоединилась к курсу, так как считаю, что обучение по заявленной теме поможет в работе над моими диссертационными исследованиями по теме «Открытая педагогическая система в современной дошкольной образовательной организации». Кроме того, курс является хорошей возможностью повысить свою квалификацию, что для педагога просто необходимо», – говорит аспирант ИРПО Наталья Щигарцова.
Ключевым спикером курсов выступила кандидат педагогических наук, доцент кафедры медицинской и биологической кибернетики СибГМУ Марина Борисовна Аржаник, профессиональная деятельность которой уже более 10 лет связана со статистическим анализом экспериментальных данных современных научных исследований.
«Доказательность результатов в педагогических исследованиях является актуальной проблемой, – говорит она. – В ее решении могут помочь методы математической статистики. В рамках курса мы не только изучили наиболее часто применяемые статистические методы, но и рассмотрели цель и задачи исследований, их соответствие дизайну. Попробовали посмотреть на все с позиции доказательности и статистических методов».
По результатам обучения будущие ученые выполнили актуальные проекты, в которых представили проведенный статистический анализ экспериментальных данных своих исследований.
«Эта программа повышения квалификации актуальна, значима и своевременна, – считает Вячеслав Алексеевич Стародубцев, доктор педагогических наук, профессор, профессор-консультант НИ ТПУ, выступивший председателем итоговой аттестационной комиссии КПК. – Она способствует повышению уровня готовности аспирантов к самостоятельной успешной научно-исследовательской деятельности, учит осмысленному использованию методов статистической обработки результатов диссертационного исследования».
По окончании курсов слушатели поделились мнениями о пройденной программе.
«Были рассмотрены наиболее важные аспекты статистического анализа педагогического эксперимента: проверка статистических гипотез, методы анализа номинативных данных, статистические критерии. Обязательно буду применять знания, приобретенные на курсах, в своей научно-исследовательской деятельности», – говорит Кира Сидоркина, сотрудник КемГМУ, аспирант ТГПУ (г. Кемерово).
В ходе освоения программы аспиранты получили теоретический блок информации по математической статистике, подробное разъяснение по выбору вариантов критериев, их особенностей.
«Мы узнали об основных принципах проверки статистических гипотез, о методах анализа номинативных данных, что без сомнений пригодится не только в проведении опытно-экспериментальной работы в рамках научного исследования, но и в организации работы в образовательных учреждениях», – отметила Мария Шабельник, старший методист ГБОУ Школа №1547, аспирант ТГПУ (г. Москва).
В завершении первого опыта проведения КПК был получен запрос от новой группы исследователей на повторную реализацию программы в мае 2023 года, а также ежегодное проведение и возможное продолжение для опытных исследователей.