Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • О влиянии междисциплинарного подхода на качество педагогических исследований – на «Марафоне науки с Томским Педагогическим»

О влиянии междисциплинарного подхода на качество педагогических исследований – на «Марафоне науки с Томским Педагогическим»

8 февраля в рамках первого дня работы «Марафона науки с Томским Педагогическим» в Институте развития педагогического образования ТГПУ был проведен научно-методологический семинар «Влияние междисциплинарного подхода на качество педагогических исследований». К участию присоединились аспиранты, молодые и опытные ученые, педагоги-исследователи, а спикерами выступили эксперты из образовательных организаций Томска и Санкт-Петербурга.

Семинар Школы педагога-исследователя ИРПО стал площадкой переосмысления роли междисциплинарного подхода в повышении качества научно-педагогических исследований через выстраивание связей между различными областями науки. Открыли и провели мероприятие Ольга Рамазановна Нерадовская, заместитель директора ИРПО, и Михаил Александрович Червонный, профессор кафедры физики и методики обучения физике ФМФ.

«Выполняя педагогическое исследование, мы обращаемся к философии, истории, психологии и другим наукам. Междисциплинарные связи способствуют углублению и обогащению различных областей науки, становятся важным фактором повышения качества современных исследований, – считает О.Р. Нерадовская. – При этом показателями высокого уровня развития науки являются сегодня взаимодействие, кооперация и интеграция». 

Задачи семинара озвучил М.А. Червонный, среди них уточнение понятия междисциплинарного подхода и путей его применения в рамках исследовательской деятельности, демонстрация пользы его применения на конкретных примерах.

В установочной части семинара о междисциплинарном подходе в педагогике как ответе на новые вызовы современности говорил Сергей Борисович Куликов, директор Гуманитарного научно-образовательного центра ТГПУ. Спикер выделил современные вызовы, стоящие перед образованием и требующие реализации междисциплинарного подхода, а также показал перспективы актуальных решений в данном контексте педагогических исследований.

Вызовы современной эпохи С.Б. Куликов разделил на две группы: факторы, влияющие на развитие культуры и ее общества (сочетание глобальности и локальности, переход от авторитарного подхода в образовании к выстраиванию модели «субъект-субъект»), и тренды, возникающие под влиянием научно-технического прогресса (цифровизация, требующая формирования новых способов образовательной деятельности, миниатюризация объектов, стремление визуализировать явления окружающего мира). В свете выявленных аспектов удалось раскрыть варианты реализации междисциплинарных исследований в педагогике как возможные пути решения теоретических и практических задач в науке и образовании.

Междисциплинарную сущность компетентностного подхода в высшем образовании раскрыла Нина Васильевна Попова, профессор Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

«Свой доклад я начну с описания интеграционных процессов в междисциплинарном подходе, дам определение междисциплинарных связей, раскрою их сущность в компетентностном подходе, – анонсировала спикер. – Во второй части покажу практические примеры применения междисциплинарности при реализации компетентностного подхода в конкретном вузе».

Наталья Васильевна привела определение основных дидактических категорий, разграничила традиционный и компетентностный подход, представив результаты сравнительного анализа. Спикер рассмотрела ФГОСы разных поколений и статистику их реализации по направлениям, привела примеры триадного междисциплинарного взаимодействия, разобрала схему междисциплинарного взаимодействия на примере предмета «Иностранный язык».

Завершил серию выступлений Денис Олегович Андаев, аспирант ТГПУ, учитель математики МАОУ СОШ №50 г. Томск, который говорил о признаках междисциплинарного исследования, выделив:

  • общий предмет исследования – гибрид, затрагивающий исследовательские поля нескольких взаимообогащающих научных дисциплин, участвующих в междисциплинарном исследовании;
  • теоретические основания исследования, основанные на науках, которые интегрируются в этом исследовании;
  • полученный результат, который не принадлежит одной научной дисциплине и вносит вклад в те науки, которые были задействованы в исследовании или инициировали его.

После установочной части участники семинара, разделившись на группы, поработали над собственными научными исследованиями, чтобы понять, как преломляется в них междисциплинарная парадигма.

«Уровень семинара – высокий! Практическая часть – «фишка», оригинальное дополнение темы семинара. Доклады актуальны и очень востребованы в педагогической деятельности, не только в научной, но и в практике сегодняшнего дня преподавателя вуза, – поделилась Вера Стародубцева, доцент Горно-Алтайского государственного университета. – Благодарю за приглашение! Нашла ответы на многие свои вопросы в современной педагогике».

В ходе семинара участники получили теоретико-методологический блок информации по вопросам междисциплинарности в современных исследованиях, подробное разъяснение слабых и сильных сторон такого подхода.

«Участие в данном семинаре помогло мне определить проблемные точки своей работы, наметить перспективы. Было максимально полезно, учитывая связь темы моего диссертационного исследования с темой семинара. Кроме того, удалось продуктивно поработать на практической части в группе аспирантов. Подобные «мозговые штурмы» очень полезны», – отметила Динара Васильева, старший преподаватель кафедры развития педагогического мастерства ТОИПКРО, аспирант ТГПУ.

«Марафон науки с Томским Педагогическим» продолжится до конца рабочей недели. Подробную программу мероприятий для детей и взрослых можно увидеть на сайте проекта.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER