Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Научный диалог о развитии дефектологической науки в России и за рубежом состоялся в ТГПУ

16 февраля сотрудники кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ, Научно-методического центра сопровождения педагогических работников и Парка ИОП ИРПО ТГПУ провели ежегодную Всероссийскую (с международным участием) научно-практическую конференцию «Тенденции, проблемы и перспективы развития дефектологической науки и практики в России и за рубежом». 300 специалистов обсудили актуальные проблемные вопросы дефектологической науки и поделились своим профессиональным опытом.

Участники присоединились к научному событию как очно, так и в онлайн-формате. С приветственным словом к ним обратилась зав. кафедрой дефектологии ФПСО Наталия Анатольевна Мёдова:

«В этом году Томская область отмечает юбилей логопедической службы, 15-17 февраля в Томске проходят мероприятия, посвященные этому знаменательному событию. Я бы хотела поблагодарить всех специалистов, которые приняли приглашения к участию в конференции и согласились поделиться своими знаниями и опытом».

Кроме постоянных участников из разных городов России (Томск, Кемерово, Москва, Ачинск, Краснодар, Сургут, Нижневартовск и других) и Беларуси, участие в конференции приняли эксперты из Нидерландов.

В ходе работы обсуждались проблемы использования ресурсов новых специальных учебно-методических комплектов и пособий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика организации и содержания образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях и школах РФ, способы вовлечения родителей детей с ОВЗ и взаимодействие с ними в коррекционно-образовательном процессе, использование современных подходов к формированию речи детей с разными нозологиями, наставничество в учреждениях для детей с ОВЗ, профессиональное самоопределение лиц с нарушениями слуха и др.

Так, на секции «Современные подходы к решению проблем обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» были предложены методические пути решения проблем в реализации содержания образования для детей с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях и школах РФ.

Поделилась опытом профессионализации лиц с нарушениями слуха В.А. Тупикина, педагог-психолог «Межрегионального центра реабилитации лиц с проблемами слуха (колледж)» Министерства труда и социальной защиты РФ. Выпускница кафедры дефектологии ФПСО, преподаватель учебного центра «Логопед Мастер» (г. Москва) Т.С. Гончар представила обзор современного инструментария логопеда. Студенческое сообщество заинтересовал доклад старшего преподавателя кафедры дефектологии Е.А. Филимоновой о современных тенденциях развития нейронаук и специфике применения нейроподхода в логопедии.

На секции «Наставничество в области организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием элементов цифровой образовательной среды» были рассмотрены IT-возможности для инклюзивного образования в условиях экономических ограничений. Среди них организация цифровизации инклюзивного процесса с использованием ассистивных технологий, роль педагога-наставника в области организации сопровождения детей с ОВЗ с использованием элементов цифровой образовательной среды и др.

В формате дискуссионной площадки «Междисциплинарный подход. Права и обязанности специалистов в рамках сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» прошла встреча представителей образовательных организаций дошкольного и школьного образования и психолого-медико-педагогической комиссии. 

«Одной из целей проведения подобных мероприятий является формирование единого смыслового, понятийного пространства для оказания помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, – отметила доцент кафедры дефектологии Г.П. Обносова. – Междисциплинарное взаимодействие ПМПК и консилиумов образовательных организаций, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение, может стать залогом успеха в этом направлении».

Спикеры площадки акцентировали на том, что новое образование должно быть погружено в культуру информационной открытости. Необходимы актуальные разработки методологических и теоретических оснований включения в практику технологий качественного взаимодействия всех участников образовательных отношений. Кроме того, требуется усилить качество подготовки и переподготовки специалистов системы психолого-педагогического сопровождения.

В диалоге единогласно были поддержаны направления сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в православной образовательной среде, обсуждаемые на XV Образовательных Макариевских чтениях в Томской области.  

За круглым столом «Выявление образовательного потенциала обучающихся с РАС и организация преемственности между детским садом и школой» было определено поле проблем и предположены пути их решения в организации преемственности между детским садом и школой.

Было рекомендовано

  • Руководителям образовательных учреждений ВО и СПО разработать технологию взаимодействия с работодателями. Целью ее станет анализ и разрешение вопросов совершенствования подготовки молодых специалистов, содействия трудоустройству и развитию карьеры студентов и выпускников.
  • Департаменту общего образования – сформировать электронную базу данных по детям с ОВЗ и ООП, включающую основные характеристики развития, коррекционно-реабилитационные мероприятия, которые уже проводились с детьми, направления дальнейшего сопровождения детей в учебно-воспитательной и социально-культурной среде. Такая база позволит поэтапно и беспрерывно развивать потенциал ребенка и его интеграции, обеспечивать согласованность действий педагогов и специалистов дошкольных и общеобразовательных организаций.
  • Также Департаменту общего образования – сформировать базу дошкольных и общеобразовательных организаций, описывающую их специфику и возможности по организации преемственности между детским садом и школой, выстраиванию стратегии развития ребенка с учетом его направления в соответствующую образовательную организацию. Итогом станет получение регулярной информации о различных мероприятиях, которые проводят образовательные организации Томской области, что позволит обмениваться опытом, повышать уровень квалификации, участвовать совместно в событиях, развивать профессиональное сообщество.
  • Разработать и утвердить на уровне Департамента общего образования Томской области маршрутную карту для каждого ребенка с ОВЗ и ООП, включающую полную характеристику ребенка, описание его потенциала и необходимых тактических действий по его развитию от ступени к ступени в образовании. Примером может выступить маршрутная карта, которая апробирована в МАОУ «Школа Эврика-развитие».

Все предложения, поступившие от участников конференции, направлены на усиление методического и дидактического сопровождения специалистов практиков, привлечение к дискуссиям неврологов, проведение совместных диагностических и методических семинаров.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER