Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков, молодежи обсудили на конференции в ТГПУ

Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков, молодежи обсудили на конференции в ТГПУ

В гибридном формате на факультете психологии и специального образования ТГПУ прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи».

Открыла научное событие зав. кафедрой социальной педагогики ФПСО Галина Юрьевна Титова:

«Два года подряд мы проводили конференцию в онлайн-формате. Сегодня, работая в гибридном формате, мы ставим задачу не просто заслушать доклады, но и установить новые контакты, обменяться опытом и обсудить планы на будущее».

С приветственным словом к участникам обратилась проректор по образовательной деятельности ТГПУ Марина Станиславовна Садиева:

«В современном мире у людей очень много вызовов, на которые мы, как педагоги-профессионалы, должны реагировать. Мы те люди, которые постоянно привносят в практику новые инструменты, те, кто действительно меняет ситуацию к лучшему. Уверена, что данная конференция и другие мероприятия, которые реализует ТГПУ, станут началом профессионального сотрудничества».

На пленарном заседании первой выступила Уполномоченный по правам ребенка в Томской области Лариса Анатольевна Лоскутова, рассказав о своей деятельности, направленной на профилактику девиантного поведения детей.

Среди основных задач уполномоченного осуществление государственной защиты прав и законных интересов ребенка, участие в разработке мероприятий, направленных на усиление социальной защищенности детей на территории Томской области, профилактика девиантного поведения у детей путем знакомства несовершеннолетних с правовыми, социальными нормами, нормами нравственности и морали.

«Чтобы дети понимали правовые основы государства, в котором они живут, следует с раннего детства рассказывать про их права и обязанности, про их ответственность. Важно делать это с самого рождения и в игровой форме: объяснять, что можно делать, а что нельзя. На протяжении всего общения с ребенком необходимо на своем примере показывать, как важно соблюдать все нормы и ценности, знакомить его с правовыми основами», – прокомментировала Лариса Анатольевна.

По словам Уполномоченного, всем специалистам «помогающих профессий» необходимо способствовать самореализации и социализации ребенка. Для этого следует проводить своевременную просветительскую работу: правовые уроки в образовательных учреждениях, воспитательной колонии, воспитательных учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, а также в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

В онлайн-формате с докладом «Нормативно-правовая подготовка специалистов для сферы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних» выступила доцент кафедры общей и социальной педагогики Алтайского государственного педагогического университета Людмила Ивановна Сигитова. Она обратила внимание на иерархию нормативно-правовых документов по юридической силе и привела их примеры. Также педагог рассказала, как в вузе используют данные документы для проведения занятий и практик:

«На учебной практике наши студенты анализируют сайты образовательных организаций Барнаула, затем Алтайского края на предмет того, что там есть по социально-педагогической работе: есть ли страница социального педагога, есть ли такая должность и занята ли она. Мы пришли к выводу, что большинство сайтов обладают неактуальными данными двухлетней давности, и в некоторых школах нет ни психолога, ни социального педагога, их функции выполняют завучи по воспитательной работе. Такая информация может послужить основой для написания научной статьи».

Авторский подход «Реализации эффективных практик посредством FT-терапии в работе с эмоциональными состояниями детей и взрослых» раскрыл специалист международного уровня по работе с психосоматическими расстройствами, клинический психолог Александр Геннадьевич Стулов. По словам докладчика, этот подход соединяет в себе пять методов: кинезиологию, трансформационный коучинг Мерилин Аткинсон, эриксоновский гипноз, систему расстановки Берта Хеллингера и телесно-ориентированную терапию.

«Основная идея в том, что ключ к исцелению любого травмирующего события (состояния) находится внутри самого человека, а не в рамках той модальности, в которую его пытаются загнать. Поэтому, если в нашем теле возникла болезнь, то наши же механизмы могут излечить ее», – отметил эксперт.

Для лучшего понимания практики FTT выступающий привел примеры проблем, в решении которых ее можно применить: насилие, буллинг, низкая самооценка, чувство вины, психосоматические расстройства, нарушение сна, панические атаки, неуверенность в себе, инфантилизм.

Также уникальную технологию представила доцент кафедры дошкольного образования ФДиНО ИДиА Елена Дмитриевна Файзуллаева, выступив с докладом «Технология «мягкая среда» как ресурс в работе с детьми с девиантным поведением»:

«Технология «Мягкая среда» направлена на балансировку состояний людей в общем пространстве взаимодействия. Важен сам процесс, результатом которого станет улучшение, стабилизация психоэмоционального и физиологического состояний человека».

Одним из методических решений работы с детьми с девиантным поведением авторы видят текстильное рисование в период адаптации ребенка к детскому саду. Помогает найти баланс телесная терапия и работа с дыханием. Все это позволяет ввести человека в спокойное состояние, чтобы он адаптировался к новым условиям. Для более комфортной подготовки ребенка к школе разработан специальный тренажер «Мягкие прописи».

Далее работу начали секции. В рамках первой «Эффективные формы и методы работы с детьми, подростками и молодежью по профилактике девиантного поведения в образовательных организациях» участники обсудили работу с детьми с девиантным поведением в условиях школы-интерната, использование арт-терапии в работе с такими детьми в начальных классах и другие.

«Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков является одним из основных направлений социально-психологической деятельности. В настоящее время ранняя профилактика девиантного поведения становится особенно актуальна, так как социальные проблемы в обществе приводят к внутренним конфликтам, которые сказываются на подрастающем поколении, их поведении. В связи с этим педагогическим работникам необходимо искать более эффективные формы и методы работы с детьми», – говорит преподаватель кафедры социальной педагогики ФПСО, лектор Российского общества «Знание» Елена Федоровна Акимова.

Вторая секция была посвящена «Медиативным технологиям в социально-педагогической работе». Участники познакомились с исследованиями по использованию ресурсов восстановительного подхода в системе профилактики девиантного поведения учащихся общеобразовательной школы, по профилактике деструктивного поведения у детей и др.

«Обозначенная тематика в наше время имеет высокую значимость, так как медиация и восстановительный подход – относительно новое явление для образовательной практики и педагогической науки в России, но уже показавшее себя как реально работающий и эффективный инструмент конструктивного разрешения конфликтных ситуаций», – комментирует доцент кафедры социальной педагогики ФПСО Людмила Сергеевна Демина.

В ходе секции «Профилактическая работа в детско-подростковой среде средствами дополнительного образования» внимание было уделено городской программе «Медиа-Бум», профильной смене «Умные каникулы» и другим проектам.

«Деятельность в системе дополнительного образования предполагает включенность разных целевых групп и возрастных категорий, но она всегда построена на интересе, увлечении, полном погружении, создает условия для развития, социализации, самореализации и не оставляет времени на уход в отклоняющееся поведение. Именно поэтому, на мой взгляд, очень важно транслировать уже имеющиеся положительные практики системы дополнительного образования, предупреждающие девиантное поведение, и акцентировать внимание всего профессионально-педагогического сообщества на продолжении работы в этом направлении», – считает старший преподаватель кафедры социальной педагогики ФПСО Светлана Васильевна Шаляпина.

Четвертая секция была посвящена направлению «Психологическое здоровье педагогов как фактор профилактики девиантного поведения детей, подростков, молодежи». Участники подробнее узнали об элементах технологии «Мягкая среда», о FT-терапии и многом другом. В рамках пятой секции выступили докладчики, исследовавшие темы в ключе «Взаимодействия с семьей как направления профилактической работы».

Кроме обозначенных мероприятий, в рамках конференции прошли практикумы, были реализованы стендовые доклады и презентации, мастер-классы, тренинги, круглый стол, киноклуб и фестиваль настольных игр.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER