Студенты ТГПУ разрабатывают настольные игры для будущей профессиональной деятельности
Как можно применить настольные игры в работе педагога? На этот вопрос уверенно ответят студенты Томского педуниверситета, которые создают собственные игры в рамках дисциплины «Педагогика досуга» с целью внедрения их в воспитательно-образовательный процесс для развития когнитивных функций, улучшения социального и эмоционального состояния воспитанников.
Будущие педагоги, обучающиеся в Институте детства и артпедагогики и на факультете психологии и специального образования, посетили педагогический практикум по созданию и применению настольных игр в деятельности педагога, а также Ярмарку развивающих настольных игр, где продемонстрировали авторские образовательно-развивающие игровые продукты.
«Будущие педагоги и психологи знают, что ведущий тип деятельности у детей и подростков – это игра, именно поэтому важно не только владеть разработанными ранее системами, но и самим быть готовым к разработке тематических игр, адаптируя их под современные тенденции», – говорит старший преподаватель кафедры социальной педагогики ФПСО Светлана Васильевна Шаляпина.
Первым этапом, реализованным в Научной библиотеке им. А.М. Волкова ТГПУ, стал практикум, который подчеркнул эффективность настольных игр как инструмента диагностической и профилактической работы с детьми. Участникам была поставлена задача придумать игру для детей среднего школьного возраста. Сотрудники НБ предоставили для изучения наглядные пособия и материалы по теории реализации настольных игр. Формат мероприятия позволил участникам обсуждать между собой замыслы и тестировать разработки друг на друге, чтобы определить действенность продукта. Итогом практикума стали готовые проекты уникальных концепций настольных игр.
«Два года я работал с ребятами с девиантным поведением. Таких людей я считаю более живыми и искренними, в то же время взаимодействовать с ними сложнее, с каждым ребенком ты выстраиваешь индивидуальную стратегию взаимодействия, а настолка в этом плане универсальна. Всем нравятся яркое игровое поле и карточки, интересные фигурки и соревновательные моменты, – считает Иван Скударнов, студент ФПСО. – Сегодня у меня есть возможность создать инструмент для оригинального решения различных воспитательных задач, который я смогу применить при работе с детьми».
Организация практикумов позволяет студенту оценить уровень своей компетентности и определить потребность ее корректировки еще на стадии обучения, а не в процессе работы в организации.
На Ярмарке развивающих настольных игр студенты выпускного курса ИДиА представляли свои работы – игры, ориентированные на дошкольное звено и начальную школу.
«Сегодня я выступаю в роли эксперта, и моя задача – беседовать с разработчиками о правилах и содержании их игр. Я оцениваю развивающий компонент игры, ее соответствие возрастной категории, внешний вид и нацеленность игры на результат», – рассказывает Ирина Александровна Дроздецкая, директор Института детства и артпедагогики.
Игры имеют значительное влияние на разностороннее развитие и формирование личности ребенка, поэтому педагогам рекомендуется использовать их с разными целями. На ярмарке были представлены и образовательные, и профориентационные и развлекательные игры. Направление студенты выбирали в соответствии с темой будущей ВКР.
«Моя игра создана в стиле медицинского сериала «Склифосовский», она может быть и развлекательной – организовать досуг детей, и профориентационной – помочь ученику определиться с будущей профессией, и образовательной – привить детям ценности здорового образа жизни. Все зависит от цели педагога. Почти любую игру можно адаптировать под определенные потребности, в этом и преимущество работы с настольными играми», – считает студентка ИДиА Виктория Сергеева.
На ярмарке студенты презентовали 45 игр. После было организовано голосование за лучшие идеи, которые будут представлены на Международном фестивале инновационных идей и практик образования.