Педагоги и аспирант ТГПУ выступили на семинаре по проблемам изучения и преподавания литературы, прошедшем в институте Горловки (ДНР)
31 марта 2023 года в Горловском институте иностранных языков Донецкой народной республики состоялся Международный научно-практический семинар «Проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и школе: тема детства в литературе и кино». В нем приняли участие проректор по научной работе ТГПУ, кандидат филологических наук Елена Александровна Полева, доцент ИДиА, кандидат искусствоведения Ада Казимировна Бернатоните и аспирант ИФФ Оксана Петровна Величко.
Открыла работу ректор Горловского института иностранных языков Светлана Александровна Кочетова:
«Научно практические семинары уже давно стали нашей традицией, и мы этим гордимся. Все началось в 2016 году, тот семинар был экспериментальным, а в 2017 году был приурочен к одной конкретной теме – «Изучение творчества А.С. Пушкина». В 2018 году мы беседовали о том, что необходимо изучать и продвигать региональную литературу Донбасса. В 2019 году – о необходимости привития культуры чтения. В 2020 обсуждали литературные произведения в контексте культур. В 2021 – «Вызванные временем социально-политические катаклизмы, которые преодолеваются с помощью литературы». Семинар 2022 года «Детство в литературе и кино» был вынужденно перенесен. Сегодня мы возвращаемся к этой теме и рассматриваем ее немного шире».
Заявленная тематика совпала с научными интересами сотрудников Томского педуниверситета: кинопедагогика, детская литература, методика преподавания литературы – это многолетние направления исследований в Институте детства и артпедагогики и на историко-филологическом факультете.
На семинаре сотрудники ТГПУ поделились опытом, представив доклады. Так, Е.А. Полева выступила с темой «Работа с современными произведениями малых жанров для детей при изучении темы «Фольклор» в средней общеобразовательной школе».
«Сегодня ни у кого не вызывает сомнения значимость воспитания как процесса, в результате которого происходит усвоение социальных моделей, поиск личностных и общественных идеалов, формируются ценности, мировоззрение в целом. Детская литература дает материал, а методика ее преподавания – инструменты воспитательной работы. Поэтому детская литература и методика преподавания литературы – актуальнейшие направления современной гуманитаристики», – говорит эксперт ТГПУ.
Доклад «Интертекстуальный анализ романов Л. Элтан: методический аспект» представила аспирант ИФФ О.П. Величко. С темой «Специфика картины мира сказок Ганса Христиана Андерсена: проблемы экранизации» познакомила коллег А.К. Бернатоните.
Представленные доклады Е.А. Полевой и А.К. Бернатоните включены в контекст научных тем государственных заданий Министерства просвещения Российской Федерации «Психолого-педагогическое сопровождение семьи и педагогов в сфере обеспечения безопасности и благополучия детства» и «Использование образовательного потенциала артпедагогики для развития практик гражданско-патриотического воспитания школьников, включая цифровые форматы», одно из которых уже одобрено и реализуется, а второе находится на рассмотрении.