Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Новые способы профессиональной самореализации, инновации и вопросы благополучия детства: первый день форума «Педагогика XXI века» ТГПУ

Новые способы профессиональной самореализации, инновации и вопросы благополучия детства: первый день форума «Педагогика XXI века» ТГПУ

После пленарного заседания форум продолжился работой трех секций. Первая была посвящена новым способам профессиональной реализации педагога, в ней приняли участие представители ТГПУ, Московского педагогического государственного университета, Уральского государственного педагогического университета, Сургутского государственного педагогического университета, Тюменского государственного университета и других вузов, а также управленцы и педагоги общеобразовательных и средних профессиональных организаций.

В рамках заявленной тематики были рассмотрены траектории профессионального развития современного педагога: наставничество и коучинг, волонтерство, технологии, используемые в профессиональной деятельности: нейрографика, тренинг, сотворчество и др.

Виктор Викторович Лобанов, доцент кафедры педагогики и управления образованием ИРПО, кандидат педагогических наук:

Лобанов ВВ Круг«Материалы представленных докладов позволяют сделать предположение, что в динамично меняющемся мире педагог должен сохранять заинтересованность в процессе и результате собственной деятельности, в непрерывности личностного и профессионального развития; необходимы специальные управленческие усилия для поддержания в «перегруженных» и не всегда открытых инновациям преподавателях, учителях и воспитателях любопытства к окружающему миру и людям. Следует создавать условия для выращивания каждым педагогом собственных и устойчивых внутренних ориентиров (ценностей) по отношению к ведущейся ими деятельности».

Кроме того, руководители секций и выступающие отметили важность в профессиональной реализации психологических ресурсов личности в меняющемся мире.

Елена Николаевна Михайлова, доцент кафедры педагогики и управления образованием ИРПО, кандидат педагогических наук:

Михайлова круги«В ситуации новой реальности и даже «новой обыденности» повышается многообразие жизненных траекторий, вариативность социокультурных условий жизни и профессиональной деятельности. Современному педагогу в ситуации высокой неопределенности и изменчивости необходимо осознание того, какие психологические механизмы и процессы, внешние и внутренние ресурсы обеспечивают развитие преадаптивных способностей (готовности к изменениям) и эффективных стратегий профессионального развития. Исследователи отметили такие психологические ресурсы, как развитие личностного и профессионального потенциала, овладение средствами развития инструментального ресурса личности, например нейрографикой и технологией тренинга».

Вторая секция «Практики генерации, поддержки и развития образовательных инноваций» была посвящена проблемам инициации и реализации инновационных образовательных проектов.

Лариса Валерьевна Куровская, директор Парка инновационных образовательных практик ИРПО, кандидат биологических наук:

Куровская круг«Далеко не все педагогические команды, которые позиционируют себя как транслирующие инновационный опыт, проводят оценку научной новизны и того, насколько их подход более эффективный по сравнению с другими, подтверждая это сравнительными качественными и количественными показателями оценки эффективности. Зачастую это невозможно сделать в силу разных причин. Возможно, применение подхода к определению научно-технических инноваций будет полезным и для педагогов-инноваторов. Для этого необходимо определить, что конкретно разрабатывается (технология, методика, алгоритм, способ и др.), какие образовательные результаты ожидаются от этих нововведений (в сравнении с аналогичными разработками), какая научная новизна лежит в их основе».

Докладчики, сотрудники Парка инновационных образовательных практик, представили, что такое инновационный проект, что необходимо, чтобы такие проекты создавались педагогами и обучающимися. Были презентованы уже реализованные инициативы: образовательный проект «Сокровищница родной истории» (МБОУ «Рассветовская СОШ» Томского района и МБОУ ДДиЮ «Факел») и «Широка страна моя родная», который посвящен межкультурной коммуникации с использованием игровых технологий (МАДОУ №44 г. Томска).

На треке «Миссия современного педагога в контексте задачи обеспечения безопасного и благополучного детства» были рассмотрены способы и подходы моделирования социокультурной образовательной среды. Среди участников были представители Казанского государственного университета, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», Новосибирский государственный педагогический университет, Российский государственный гуманитарный университет.

Елена Дмитриевна Файзуллаева, доцент кафедры дошкольного образования ИДиА, кандидат психологических наук:

Fayzullaeva Elena Dmitrievna krug«Детский сад и школа – это институты социализации и образования, в каждом из них работают люди – носители культуры разных народов, наций и общечеловеческих ценностей. Работая с семьями воспитанников, мы встречаемся с разнообразием понимания процессов воспитания, обучения, развития. И во всем этом многообразии мы решили сосредоточиться на ценностях. На наш взгляд, именно ценности являются системообразующим фактором моделирования социокультурной образовательной среды. Образование – социально-культурный феномен, и, соответственно, моделирование социокультурной образовательной среды в актуальном моменте времени откликается на те тенденции, которые мы наблюдаем сегодня в социуме».

На секции были подняты вопросы об особенностях образовательных сред разных уровней и направлений в системе современного образования (дошкольного, высшего, дополнительного), особый акцент сделан на качественные отличия людей разных поколений, важности проявлении аксиологического (ценностного) подхода при моделировании социокультурной образовательной среды и во взаимодействии и коммуникации субъектов образовательной среды.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER