Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Профориентация, новые форматы научно-методического сопровождения педагогов и проблемы научной новизны в педагогических исследованиях: второй день форума

Профориентация, новые форматы научно-методического сопровождения педагогов и проблемы научной новизны в педагогических исследованиях: второй день форума

Второй день форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» в ТГПУ открылся рядом треков, одним из которых стал «Профориентация как образовательная практика развития потенциала человека: субъекты, форматы, инструменты».

По мнению экспертов, сегодня в России особенно остро стоит проблема отсутствия профориентационной экосистемы, охватывающей всех участников процесса: учеников, родителей, школьные сообщества, работодателей. Более 40% опрошенных 11-классников не определились с выбором профессии, а школа зачастую не способна помочь в этом. В ходе обсуждения участниками трека была отмечена важность формирования профориентационной экосреды, которая будет способствовать созданию благоприятных условий для профессионального развития и самореализации личности, развития человеческого потенциала, что в свою очередь станет мощным драйвером развития экономики страны.

Л.Г. Смышляева, директор НОМЦ педагогических технологий развития человеческого потенциала» ТГПУ, доктор педагогических наук:

Смышляева Лариса Германовна Круг«Правильно построенная система профориентационной работы решает важнейшую задачу – содействие человеку в его самореализации и обретении благополучия. Это связано с капитализацией человеком своего потенциала через глубоко осмысленные индивидуальные карьерные сценарии. Сопровождение человека в процессе карьеропостроения – это образовательная задача. Отлаженность и продуктивность системы сопровождения карьеропостроения каждого человека в стране – это важное условие укрепления ее технологического суверенитета и развития человеческого капитала. Грамотное, оснащенное современным инструментарием, педагогическое действие в практиках профориентационной работы с человеком на протяжении всей его жизни имеет судьбоносное значение и для человека, и для страны».  

Также было отмечено, что в профориентационнной работе необходимо использовать новые подходы, технологии и инструменты, потому что современное поколение – поколение Z не воспринимает информацию через традиционные каналы коммуникации, основными для них становятся видео, видеотелефония, VR/AR и др.

И.В. Волчкова, эксперт НОМЦ педагогических технологий развития человеческого потенциала ИРПО ТГПУ, кандидат экономических наук:

Волчкова Ирина Владимировна круг«В настоящее время активно развиваются и совершенствуются подходы, технологии и инструменты, используемые в профориентационной деятельности. Это и интерактивные онлайн-платформы – средства, которые позволяют людям получить информацию о различных профессиях, требованиях к ним и возможностях для развития карьеры. На таких платформах можно найти информацию о вакансиях, а также требованиях к кандидатам. Появляются профориентационные VR-приложения, позволяют людям попробовать себя в различных профессиях и ситуациях, понять, какие профессии им более всего подходят и какие навыки им нужно развивать».

Один из треков второго дня был посвящен научно-методическому и методическому сопровождению деятельности педагогов (современные реалии и перспективы). Томский Педагогический в текущем году стал одним из 13 операторов-вузов, реализующих проект Академии Минпросвещения РФ по созданию единой федеральной системы (ЕФС) научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, и уже провел ряд мероприятий в этом направлении.

Участниками секции были рассмотрены актуальные проблемы методического сопровождения педагогов: методическое сопровождение деятельности педагогов в условиях изменения ФГОС СПО, роль методической службы в организации системы наставничества педагогических работников, наставничество как ресурс непрерывного педагогического образования и др. К обсуждению подключились представители регионов РФ: Донецкая Народная Республика, Красноярский край, Кемеровская область, Томская область, Херсонская область.

М.С. Садиева, проректор по образовательной деятельности, кандидат психологических наук:

Садиева М.С. Круг 2«Изменяющийся социум предъявляет новые требования к современным педагогам, в том числе к уровню профессионализма, который сегодня проверяется и подтверждается с помощью многих инструментов. Одним из инструментов можно рассматривать конкурсное движение для педагогов, участие в котором многими игнорируется по причине имеющейся неосознанной компетентности, в частности в методической составляющей (проанализировать свой опыт, обобщить достижения, представить их). Кроме того, развитие научно технического прогресса также требует от педагогов освоения современных технологий, что актуализирует потребность в методическом сопровождении. Все эти вопросы и многие другие обуславливают актуальность оказания научно-методического сопровождения деятельности педагогов».

Научно-практический семинар Школы педагога-исследователя «Проблемы научной новизны в педагогических исследованиях» не только привлек внимание педагогов, студентов родного университета: в качестве участников и спикеров выступили представители томских вузов, а также университетов России, Казахстана, Китая. Сначала с лекцией «Парадигмы дидактики: подходы к обновлению современного дидактического знания» выступила С.И. Поздеева, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования ТГПУ, доктор педагогических наук.

В свете вопросов о научной новизне педагогических исследований эксперты высказали ключевые позиции.

О.Р. Нерадовская, заместитель директора ИРПО ТГПУ, заведующий научно-исследовательской лабораторией качества научно-педагогических исследований, кандидат педагогических наук:

Нерадовская Ольга Рамазановна Круг«Сегодня мы готовим новое поколение исследователей, способных к глубокой методологической рефлексии и интеграции в российскую и мировую науку. В связи с этим на семинаре состоялся важный разговор о научной новизне педагогического исследования, цели и смысле научной работы. Мы обратили внимание молодых и опытных исследователей на ряд проблем, связанных с пониманием и отражением новизны исследования. Среди них отсутствие соотнесенности основных методологических характеристик работы. Тогда как взаимосвязанность базовых характеристик является интегральным показателем качества проведенного исследования, помогает правильно понять исследователю то, что он выполнил впервые».

С.И. Поздеева:

Поздеева круг 2«Научная новизна в педагогических исследованиях возможна, когда сам исследователь выходит за рамки обыденности и повседневности, расширяет горизонты своего мышления и пытается посмотреть на образовательную реальность в новом свете, через новый фокус. Новизна невозможна, если сам исследователь не погружен в образовательную практику и занимается только теорией (так называемое кабинетное исследование). Изменяющаяся образовательная практика создает реальность, а теория ее изучает, обобщает и помогает доказать оригинальность практики. Научная новизна – это не оценка (хорошо – плохо) существующего, а поиск новых подходов, методов и форм обучения и воспитания, а также обнаружение новых образовательных результатов и эффектов».

Также во второй день работали площадки: «Педагогическая деятельность: предметный, психологический и методический аспекты» и «Реализация кластерной политики в СПО: особенности региональных сценариев».

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER