Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Студенты БХФ практикуются в наставничестве

Под руководством доцента кафедры биологии БХФ Ирины Борисовны Минич студенты факультета выступили наставниками школьников Томска в разработке исследовательских проектов. Результаты совместной работы юные исследователи представили на научно-практических конференциях, где заняли победные и призовые места.

Одной из ключевых задач Года педагога и наставника является повышение уровня образования. Для этого необходимо оптимизировать взаимосвязи между всеми участниками образовательного процесса, над чем активно работает Педуниверситет.

Одним из вариантов взаимодействия вуза и школы стала совместная работа студентов (в роли наставников) с учащимися в рамках выполнения научно-исследовательских работ (НИР). И.Б Минич, руководитель НИР, организовала работу с образовательными организациям – согласовала темы предстоящих проектов для школьников и при поддержке учителей привлекла к совместной деятельности молодых людей.

Курирование проектов по биологии учеников 7 и 10 классов стало дополнительной практикой для студентов БХФ ТГПУ. Внеурочные занятия со школьниками позволили будущим учителям научиться реализовывать проектную деятельность в рамках учебного процесса, раскрывать творческий потенциал детей и развивать их критическое мышление.

Минич И«На современном этапе одним из главных требований к учителям в образовательных учреждениях является умение формировать у школьников определенные познавательные интересы и элементы исследовательских навыков. Такой практико-ориентированный подход в подготовке студентов БХФ через наставничество над школьниками значительно повышает качество обучения, что делает их более конкурентоспособными в будущей профессиональной деятельности», – говорит Ирина Борисовна.

Под руководством старшекурсниц БХФ было реализовано три проекта:  

  • «Влияние способов предпосевной обработки семян горчицы на их рост и развитие в лабораторных условиях для получения микрозелени» – руководитель Варвара Сараева, студентка 5 курса.
  • «Сравнение содержания фотосинтетических пигментов у древесных пород, произрастающих на бульваре по пр. Кирова г. Томск» – Алена Демидова, студентка 5 курса.
  • «Рост и размножение папоротников в лабораторных условиях» – Екатерина Фролова, студентка 4 курса.

Проектная работа предполагала самостоятельность школьников, а руководство процессом со стороны студентов включало следующие этапы: ознакомление учеников с темой, целью и задачами исследования, выявление проблематики; поиск теоретического материала по выбранной теме; помощь в осуществлении эксперимента; исследование, обработка и анализ результата; формирование выводов.

Алена Демидова«Проектная работа сильно отличается от обычной практики: она предполагает реализацию исследования, которое в рамках обычных уроков не проведешь. К тому же такой труд требует более широких взглядов. Тема, которую мы раскрывали, почти не встречается в школьном курсе биологии, более того, она затрагивает еще географию и историю г. Томск. Проект реализовывался на базе Научно-исследовательского центра естественных наук ТГПУ, что позволило использовать оборудование, которого нет в школах», – рассказывает Алена.

Результаты работ были презентованы обучающимися на Всероссийской научно-практической конференции школьников «Юные дарования», на Открытой научно-практической конференции школьников «Взгляд юных исследователей» и Городской научно-практической конференции «Старт в науку».

Вика Павленко
«Целью моего проекта было сравнить содержание фотосинтетических пигментов у выбранных деревьев. Алена, мой наставник, преподносила новый материал легко и ясно. Я заметила разницу между работой на обычных занятиях и занятиях во внеурочное время, которые, конечно, оказались более плодотворными», – поделилась мнением Виктория Павленко, ученица 10 класса МАОУ Гимназия №56.


Проектная деятельность учеников не может осуществляться без наставника, так как именно он акцентирует внимание на уроках, извлекаемых из опыта, которые зачастую остаются незамеченными детьми. Помимо обучения методикам исследования и анализа полученных данных студенты ТГПУ оказывали поддержку и мотивировали учеников на каждом этапе проекта. Такое взаимодействие помогло будущим педагогам развить навык наставничества, улучшить коммуникативные компетенции и научиться эффективно передавать знания и опыт.

Как отметила И.Б. Минич, студенты показали себя квалифицированными специалистами, способными к будущей профессиональной деятельности. Работа была выполнена на высоком уровне, что подтвердилось результатами представления проектов школьниками на конференциях: ребята заняли призовые и победные места.

Ректором ТГПУ А.Н. Макаренко и директором Информационно-методического центра г. Томск В.В. Пустоваловой были объявлены благодарности И.Б. Минич и студентам БХФ за высокий профессионализм, способствующий развитию интеллектуальной одаренности обучающихся.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER