Ректор ТГПУ – наставник в РДДМ «Движение первых»
Андрей Николаевич Макаренко выступил наставником для участников тематической смены «Время первых» в Детском оздоровительном лагере «Восход». Тематическим направлением, которое выбрал ректор ТГПУ для беседы, стало «Образование и знание».
В Детском оздоровительном лагере «Восход» впервые в Томской области проходит профильная смена «Время первых», которая посвящена Российскому движению детей и молодежи «Движение первых». В течение 10 дней ее участники погружаются в цели и задачи РДДМ и выбирают близкое направление из 12 возможных: культура и искусство; волонтерство и добровольчество; патриотизм и историческая память; спорт; ЗОЖ; медиа и коммуникации; дипломатия и международные отношения; экология и охрана труда; туризм и путешествия; образование и знание; наука и технологии; труд, профессия и свое дело. Каждое направление предполагает встречу с наставником, который делится опытом и отвечает на вопросы подростков.
«Встреча с наставником позволит ребенку увидеть выдающихся в своей области людей: политика, героя СВО, ученого, спортсмена, которых он не мог бы просто так встретить. Эти встречи – кратчайший путь до вдохновения и дела, возможности убедиться, что можно делать большие дела. Возможно, для кого-то это станет путевкой в большую и интересную жизнь», – обозначил актуальность встреч с наставниками проректор по социальной и воспитательной работе ТГПУ, председатель регионального отделения РДДМ в Томской области Дмитрий Борисович Насонов.
Предложение от РДДМ встретиться с участниками смены по направлению «Образование и знание» ректор А.Н. Макаренко принял сразу, обосновывая тем, что для него это возможность увидеть в диалоге современное поколение, понять, что волнует и почему, что для сегодняшних подростков интересно в науке и знании. Формат встречи – диалог, непринужденная беседа, по мнению ректора ТГПУ, есть педагогика, воспитание на примере другой личности через взаимодействие с ней: как человек говорит, отвечает на вопросы.
«В какой-то степени педагогика – это есть общение и взаимодействие через личность. Воспитание происходит на примере другой личности, у которой есть опыт, своя жизненная позиция, реализованная в реальном поступке. Очень сложно рассказывать о героизме, когда ты в жизни занимаешь противоположную позицию. Очень сложно рассказывать о необходимости заниматься наукой, если ты сам не имеешь к ней никакого отношения. Дети чувствуют неискренность. Поэтому важно, чтобы наставник, который учит на своем примере, был настоящим, тогда это образовательная, воспитательная ситуация», – отметил педагогический формат встречи Андрей Николаевич.
Беседа началась со знакомства: ректор ТГПУ рассказал о своем увлечении физикой, как обучался в школе, вузе, как от преподавателя прошел путь до ректора одного из ведущих педагогических университетов страны. Затем участники разговора стали задавать вопросы на интересующие темы.
Как Вы относитесь к сегодняшнему формату встречи, где ректор должен отвечать на вопросы детей?
Я хорошо к этому отношусь. Это один из оптимальных форматов общения, когда ты можешь чему-то научить другого. Как поступает любой учитель, если он хочет дать вам знания: либо ведет за собой, либо стоит позади и направляет вас, либо он идет рядом, сопровождает. Так вот сегодняшний наш формат предполагает, что мы идем с вами рядом как уважительные друг к другу собеседники и в чем-то равные.
Как Вы оцениваете современное образование в России, которое, в большинстве своем, сохранилось со времен Советского союза? Нужно ли его изменить или нужно оставить таким же?
Советская школа отличается от современной более жесткой регламентацией. Был один учебник, в нем одна четкая позиция. Сейчас возникают разные вариации обучения, разные учебники, авторы, методики обучения и учителя, которые придерживаются своей траектории. Конечно, это создает некоторые трудности, но образование схоже с космологией, чем я занимаюсь как физик, – это отложенная история. Очень тяжело сразу определить результат образовательной и педагогической деятельности. Пока поколение не выросло, пока оно не состоялось, нельзя сказать, хорошее или плохое то или иное образование. Еще встает вопрос о задачах образования для каждого, исходя из этого мы оценивает: хорошее или не очень современное образование. Кто-то хочет быть счастливым, кто-то успешным.
Чем отличается учеба в школе от учебы в университете?
Образование – это обучение плюс воспитание. В школе воспитание достаточно активное. Там есть контроль, твердые требования: занятия пропускать нельзя, проверка знаний осуществляется ежедневно. В вузе другая ситуация. Задача вуза – дать вам возможности в получении знаний, реализации себя, а ваша задача – использовать эти возможности. А как вы будете это делать: посещать занятия или самостоятельно изучать материал, – это ваш выбор. Из школы вас выгнать нельзя, все вы должны окончить 9 или 11 классов. А вуз – это исключительно ваш выбор: хотите – учитесь, не хотите – не учитесь.
Как Вы считаете, может ли дистанционное обучение заменить очное?
Очное образование систематизирует тебя. Находясь же на дистанционном обучении, ты будешь заниматься тем, что интересно, и это естественно. Но с другой стороны, если у вас есть глубокий интерес и понимание того, куда вы хотите двигаться, то онлайн-образование серьезно может помочь и заменить очный формат. Но таких заинтересованных молодых людей, готовых самостоятельно куда-то двигаться, я пока встречал немного. Кстати, сам я, допустим, таким тоже не был.
Почему Вам нравится физика?
Любой науке свойственно желание разобраться в причинах и следствиях. Это желание характеризует и психологию, и педагогику, и многие другие науки. Но физика больше всех пытается отвечать на вопросы о существующем вокруг нас физическом мире. Физика – это фундаментальная наука о том, что, как и почему происходит в этом мире. Именно это мне всегда и было интересно.
Чем отличается Ваше детство от нашего? Вы можете дать нам какой-то совет?
Мое детство прошло, но я помню его хорошо. Конечно, я могу дать вам множество советов, но это будет неправильно, потому что вы живете в совершенно другом мире. Современные дети уделяют много времени телефонам, компьютерам и другим гаджетам, у нас этой возможности не было. Мы больше двигались, больше общались, больше жизненных историй переживали. Отсюда и будет мой единственный совет – больше живого общения, которое ничего не заменит. Общение – очень много дает для развития. Обязательно общайтесь!
Участники беседы с ректором ТГПУ остались вдохновленные как жизнью, так и профессиональным путем А.Н. Макаренко.
«Я выбрала направление «Образование и знание», так как мне нравится разносторонне развиваться. Я, как и наш сегодняшний спикер Андрей Николаевич, увлекаюсь физикой, с ней я хочу связать свою жизнь. Спикера было слушать очень интересно, особенно мне понравились истории про физику. У Андрея Николаевича увлекательная жизнь и интересная работа, надеюсь, я смогу как и он добиться больших высот. После нашего разговора я убедилась в том, что выбрала правильное направление в «Движении первых», – поделилась впечатлением от беседы одна из участниц Елизавета Сосина (13 лет).
После беседы с ректором ТГПУ состоялась церемония повязывания красных галстуков, символа членов РДДМ. А.Н Макаренко и спикеры каждого направления получили почетную возможность завязать галстук каждому участнику своей беседы.