Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Практический семинар «Психологическая поддержка обучающихся и членов семьи участников СВО» прошел в ТГПУ

Практический семинар «Психологическая поддержка обучающихся и членов семьи участников СВО» прошел в ТГПУ

Его посетили слушатели курсов повышения квалификации из Республики Тыва «Организация консультационной работы и психологической помощи детям и взрослым (техники)», которые сейчас реализуются сотрудниками факультета психологии и специального образования ТГПУ, и участники Региональной недели психологии, проходящей в Томской области. Среди них психологи, педагоги-психологи, будущие специалисты – студенты, а также неравнодушные томичи.

Работа началась с анализа запросов участников СВО и членов их семей, которые поступают в филиал Фонда «Защитники Отечества» в ТО. Зам. руководителя по медицинскому сопровождению Фонда Ольга Михайловна Плуталова отметила основные направления обращений граждан: социальная адаптация и ресоциализация ветеранов СВО, помощь в оформлении полагающихся мер поддержки, юридическое сопровождение, содействие в медицинской реабилитации и психолого-психотерапевтическая помощь детям и взрослым.

О действиях специалистов-психологов в работе с горем и утратой рассказала доцент ФПСО ТГПУ Дарья Игоревна Нефедова

Нефедова
«Сегодня факт участия в СВО родителя, родственника, члена семьи психологи-практики рассматривают как кризисное событие переживания горя или утраты. В такой ситуации ребенок или взрослый сталкивается с потерей своих прежних ценностей, чувства безопасности, образа будущего, прежней идентичности и перспектив», – говорит Дарья Игоревна. 


Спикер представила модель проживания горя по Элизабет Кюблер-Росс, в которой рассматриваются различные стадии преодоления горя. Так, в стадии шока и отрицания наблюдается неполноценность контакта пациента с окружающим миром и самим собой, непонимание произошедшего, острый выход эмоций. Психологическая помощь состоит в минимальной рационализации произошедшего, признании факта случившегося, применении телесно-ориентированных и дыхательных техник для обеспечения чувства безопасности пациента и постепенного ввода в реальность. В стадии гнева и обиды человек может быть подвержен таким эмоциям, как злость, раздражение на окружающий мир, желание мести. Важно помочь ему прожить испытываемые чувства как нормальные, перенаправив их в конструктивное русло посредством общения и рассуждения. Стадия вины и торгов считается довольно серьезной, ведь находясь в ней, человек пытается жить прошлым, в навязчивой форме рассуждает, как могло бы быть, не принимая настоящее. Необходимо дать ему возможность порассуждать о своих чувствах, объяснить, что произошедшее не подлежит изменению, не позволять принимать судьбоносные и кардинальные решения в порыве чувств. Задача психолога – помочь человеку найти смысл в дальнейшей жизни, который вытянет его из мыслей о несбывшихся ожиданиях. Предпоследний этап – страдание и депрессия. Он открывает возможность работы над реорганизацией жизни и аккуратного планирования будущего. Завершает курс стадия принятия, подразумевая восстановление позитивной идентичности, веры в мир. 

Приемы и алгоритмы ведения беседы, психологические техники в процессе оказания помощи и поддержки детям и семьям мобилизованных граждан раскрыла доцент ФПСО, директор Центра поддержки семьи Евгения Владимировна Дергачева

По ее мнению, СВО вносит изменения в каждодневную работу психолога, педагога и воспитателя, так как в основном фокусе внимания находятся дети и взрослые, чьи члены семьи были мобилизованы. В этой ситуации необходимо проводить мониторинг эмоционального состояния ребенка, временно снижать требования, оказывать психологическое сопровождение и проводить беседы с родителями. 

Евгения Владимировна рекомендовала родителям и педагогам вести разговоры с детьми размеренно, простыми словами, в удобном и безопасном от посторонних месте, вызывая доверие и не осуждая. Говорить в позитивном ключе, стараясь обходить ранящие темы и давая надежду на светлое будущее семьи. В случае с подростком важно дать ему выговориться, выпустить эмоции, при этом обеспечивая у него чувство защищенности и возможности всегда быть услышанным. Если ребенок находится в стрессе, стоит уделить внимание увеличению совместных дел, в частности отвлекающих от основной темы переживаний, вместе строить планы на будущее.  

Также были представлены техники для взрослых, которые помогут поддержать себя в сложной ситуации. К методам самопомощи спикер отнесла дыхательные практики, переключение внимания, умывание холодной водой, релаксацию, физическую активность. Полезно знать, что каждый человек реагирует на ситуацию по-своему, и действовать надо исходя из особенностей восприятия. Если вы принадлежите к адреналиновой группе, необходимо перенаправить стресс в действие, если к окситоциновой – важно выговорить свой стресс, а если к мелатониновой, то поможет уединение и долгий крепкий сон. 

Завершил встречу доклад «Алгоритм сопровождения детей участников СВО с целью оказания необходимой помощи, в том числе и психологической» методиста по детской и подростковой психологии МАУ ИМЦ г. Томска Аллы Ивановны Тимофеевой. 

В повышенном психолого-педагогическом внимании нуждаются дети со сниженными адаптационными способностями, склонные к аддиктивному, девиантному и суицидальному поведению, с нарушениями в развитии, сниженной самооценкой, с проявлением депрессивного состояния. Основными направлениями их психолого-педагогического сопровождения являются комплексная диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение, консультирование, психопрофилактика, экспертиза комфортности образовательной среды.

В обратной связи участники семинара отметили, что за время работы им удалось расширить знаниевую базу, зафиксировать новые технологии работы с детьми участников СВО, получить полезную информацию о том, как обеспечить эмоциональное спокойствие себе и своему ребенку в стрессовой ситуации. 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER