Сотрудники ИИЯМС подвели итоги первого этапа работы Центра открытого образования на русском языке ТГПУ в Кении и поделились дальнейшими планами
В сентябре 2023 года Томский государственный педагогический университет запустил работу Центра открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в г. Найроби (Кения) – нового структурного подразделения Института иностранных языков и международного сотрудничества. В течение трех месяцев обучение под руководством педагогов ИИЯМС прошли 300 кенийцев от 20 лет и старше, желающие овладеть русским языком для реализации различных целей: образование, карьера, туризм и др.
Иностранные студенты изучили грамматику, синтаксис, лексику (основной состав активного словаря элементарного уровня), овладели навыками чтения на русском языке, построения письменного и устного текстов, ведения диалога.
Практиковались слушатели не только на уроках, но и в рамках ряда просветительских мероприятий, участвуя в которых узнавали о культуре, истории, традициях, литературе России. А в качестве итогового контроля проходили устные собеседования с презентациями на русском языке на различные темы: «Рассказ о себе», «Мой друг», «Моя семья», «Свободное время, отдых, интересы», «Мой город», «О России». Такой формат позволил оценить знания и умения студентов в рамках освоенного материала и вручить им сертификат об окончании первого этапа обучения.
Образовательная программа в Центре была реализована сотрудниками кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации ИИЯМС – доцентом Денисом Михайловичем Токмашевым, зав. кафедрой, доцентом Диной Федоровной Мымриной и зав. кафедрой деловой коммуникации на русском и иностранных языках ИИЯМС Людмилой Викторовной Колпаковой. Опыт такого взаимодействия с кенийскими гражданами был первым и, несомненно, полезным для каждого.
«Практика работы с представителями другой лингвокультуры – ценный опыт для преподавателей иностранных языков. Во-первых, это обогащает культурный опыт педагога. Взаимодействие с представителями другой культуры позволяет ему углубить свое понимание языковых особенностей, обычаев, традиций и ценностей этой культуры, помогает лучше понять контекст использования языка и его влияние на общество. Во-вторых, взаимодействие с представителями другой лингвокультуры позволяет преподавателю использовать разнообразные методы и подходы к обучению, учитывая культурные особенности обучающихся и адаптируя под них учебные материалы и методики, – говорит директор ИИЯМС ТГПУ Анна Геннадьевна Богданова. – Преподаватели, имеющие опыт работы с представителями другой культуры, могут обогатить учебный процесс, подчеркнув важность межкультурного понимания и коммуникации».
Как отметил начальник Управления международного сотрудничества ИИЯМС ТГПУ Вадим Юрьевич Зюбанов, выпускники первого потока уже выразили желание дальнейшего изучения русского языка, поэтому для них в новом году планируется запустить продолжающий курс. У каждого из них свои планы по использованию русского языка в жизни. Так, часть студентов планирует наладить бизнес-связи с партнерами из России, а другая – получить образование в российских вузах.
«Начиная с середины XX века, Россия и страны Африки успешно сотрудничают в сфере образования, так как наличие иностранного (российского) диплома позволяет африканским студентам успешно трудоустраиваться у себя в стране. Кроме того, обучение в России часто более доступно, чем в западных университетах, что в сочетании с высоким качеством является дополнительным фактором, привлекающим внимание африканских абитуриентов, – говорит Дина Федоровна Мымрина. – Между Россией и африканскими странами часто заключаются международные договоры в сфере образовательного обмена, что предоставляет возможность бесплатного обучения для африканских граждан. Так, осенью 2023 года восемь слушателей Центра ТГПУ подали заявки на обучение в пределах квоты Правительства Российской Федерации. В случае успеха они смогут поступить в российские университеты и обучиться на бесплатной основе».
Стремление кенийцев не бросать начатое изучение русского языка находит практическую поддержку со стороны ИИЯМС ТГПУ. В ноябре 2023 года Институт запустил Межконтинентальный образовательный онлайн-проект «Разговорный клуб Россия – Кения». В заседаниях принимают участие студенты ТГПУ из России и Кении. Основным методом обучения является «тандем», главное преимущество которого заключается в возможности практиковать и применять свои знания в ситуациях реального общения с носителями языка.
«В новом году параллельно продолжающей будет набрана новая группа начинающих студентов, – сказал Вадим Юрьевич. – Также сейчас с представителями Кенийского института иностранных языков и профессиональных исследований (KIFLAPS), на базе которого ведутся занятия, мы обсуждаем подготовку под цели Центра более просторной аудитории, что позволит увеличить охват слушателей. Еще одно планируемое направление нашего сотрудничества – это участие KIFLAPS в совместной деятельности по продвижению русской культуры, языка и современной России в социальных сетях, на радио и телевидении».
За время работы с кенийкой молодежью педагоги ТГПУ получили опыт, который позволит усовершенствовать процесс обучения, сделать его еще более интересным, эффективным и комфортным.
«Я благодарю всех участников данного масштабного проекта: В.Ю. Зюбанова, Д.Ф. Мымрину, Л.В. Колпакову, Д.М. Токмашева, А.В. Агееву. Решение такой амбициозной задачи потребовало от каждого участника огромных сил. В процессе реализации проекта в этом году нам вместе приходилось преодолевать много трудностей. И только благодаря четкому планированию и взаимопониманию нам удалось добиться успеха. Сила команды – каждый ее участник. Сила каждого участника – команда, – обратилась к коллегам Анна Геннадьевна Богданова. – Безусловно, в следующем году работа ТГПУ на африканском континенте будет продолжена. Детально изучив мотивационные установки кенийцев к изучению русского языка и русской культуры, наша команда имеет четкое представление о том, в каком направлении необходимо двигаться дальше».
Новый виток в развитии получит также совместная деятельность ИИЯМС и вузов Китая: помимо программы двойных дипломов бакалавриата, реализуемой совместно с Цзилиньским университетом иностранных языков (КНР), осенью 2024 года состоится первый набор на программу двойных дипломов уровня магистратуры, которая реализуется совместно с Муданьцзянским педагогическим университетом (КНР). О других планах директор ИИЯМС расскажет в специальном выпуске, который выйдет на ресурсах ТГПУ в начале нового 2024 года.